Акт проверки сроки

art_3
29.10.2019
А. Гордон

  • Акт камеральной налоговой проверки — сроки оформления
  • Акт выездной налоговой проверки — сроки оформления
  • Превышение срока оформления акта – последствия
  • Пропуск срока вручения акта

По состоянию на 29.10.2019, Адвокат Гордон А.Э.

Нужен адвокат по налоговым проверкам? Перейдите по ссылке.

Нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, выявленные в ходе налоговых проверок,  налоговые органы вносят в акт проверки сроки составления которого установлены Налоговым кодексом. Поскольку в России налоговые органы проводят два вида налоговых проверок — выездные и камеральные (статьи 82 и 87 Налогового кодекса РФ), значительно отличаются порядок и сроки акта проверки в зависимости от вида налоговой проверки.

Акт камеральной налоговой проверки срок

Акт камеральной налоговой проверки составляется в срок 10 дней по окончании камеральной налоговой проверки (ч.1 ст.100 НК РФ). Кажется все просто и однозначно, тем более, что акт камеральной налоговой проверки составляется по правилам статьи 100 НК РФ.
На практике основная проблема и риски налогоплательщиков заключены в отсутствии информирования о начале камеральной налоговой проверки, завершении проверки, и исчислении срока окончания камеральной налоговой проверки.

Исчисление срока камеральной налоговой проверки. На первый взгляд все просто — правила проведения камеральных налоговых проверок изложены в ст. 88 Налогового кодекса РФ. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом после получения от налогоплательщика налоговой декларации по налогу любого вида. Срок проведения камеральной проверки зависит от вида налога, по которому представлена декларация. За исключением налоговых деклараций по НДС срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца, для налоговых деклараций по НДС – два месяца (ч.2 ст. 88 НК РФ). Срок камеральной налоговой проверки начинает течь с даты получения налоговой декларации налоговым органом. Много лет, регулярно приходится сталкиваться с ситуациями, когда налоговый инспектор не успевает провести камеральную проверку декларации в установленный срок. Риск налогоплательщиков в том, что это не является препятствием для составления акта «за сроком» проверки, рассмотрения акта, и вынесения соответствующего решения, например, о снятии вычетов. Подробнее читайте об этом ниже.

Акт камеральной налоговой проверки составляется исключительно в случаях обнаружения в налоговых декларациях нарушений законодательства РФ о налогах и сборах (ч. 5 ст. 88 НК РФ).

Общие требования к составлению акта налоговой проверки закреплены в части 3 ст.100 НК РФ. Вместе с тем акт налоговой проверки ФНС России определяет конкретные требования к форме и порядку оформления акта налоговой проверки. С 2019г. применяется форма акта налоговой проверки согласно Приложению N 27 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. Этим же приказом утверждены требования (правила) к составлению акта налоговой проверки.

Вручение акта камеральной налоговой проверки

Акт камеральной налоговой проверки должен быть вручен налогоплательщику в течение 5 дней с даты его изготовления под роспись налогоплательщику (ч.5 ст. 100 НК РФ).В случае уклонения от получения акта, акт направляется почтой заказным письмом, и считается врученным на шестой день после отправления заказного письма.

Акт выездной налоговой проверки срок

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в срок не более двух месяцев, с даты составления справки о проведении выездной налоговой проверки (ч.1 ст. 100 НК РФ).

Справка о проведении выездной налоговой проверки должна быть вручена налогоплательщику в последний день выездной налоговой проверки (ч. 15 ст. 89 НК РФ).

В отличие от акта камеральной налоговой проверки акт выездной налоговой проверки должен быть составлен и вручен налогоплательщику независимо от наличия или отсутствия нарушений законодательства о налогах и сборах.  Согласно кодексу проверяющие обязаны в акт выездной налоговой проверки вписать «документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых» (п.12 ч.3 ст.100 НК РФ).

К акту выездной налоговой проверки, как и к акту камеральной налоговой проверки, налоговики обязаны приложить документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Внимание! Типичное нарушение при оформлении акта проверки:

Налоговики регулярно «забывают» приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие совершение налогового правонарушения. Даже по требованию налогоплательщика уклоняются приложить документы контрагентов и иных лиц, ссылаясь на банковскую тайну, на налоговую тайну, на тайну персональных данных и т.п. Такие действия являются нарушением Налогового кодекса РФ: «Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.» (ч.3.1 ст.100 НК РФ).

Понятие «Выписка», для целей составления акта налоговой проверки, в Налоговом кодексе РФ не определено. Разъяснения ФНС по этому вопросу даны в письме от 22 мая 2012 г. N АС-4-2/8356@:

«Выписка должна содержать техническую информацию, идентифицирующую документ.
То есть выписка из документа, составленная по правилам пункта 3.1 статьи 100 Кодекса:
— содержит сведения, идентифицирующие документ;
— содержит сведения о нарушениях (сведения, подтверждающие факты нарушений) законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, которые при этом могут одновременно составлять банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относиться к персональным данным физических лиц;
— не содержит информацию, не имеющую отношение к делу о налоговом правонарушении, и которая при этом одновременно составляет банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, либо относится к персональным данным физических лиц.».

Вручение акта выездной налоговой проверки  проводится по правилам ст.100 НК РФ, как это описано выше для акта камеральной налоговой проверки.

Превышение срока составления акта – последствия в 2019г.

Общеизвестно, налоговики регулярно не соблюдают установленный срок оформления акта камеральной налоговой проверки, и акта выездной налоговой проверки. Допускают превышение срока составления акта налоговой проверки (и камеральных и выездных налоговых проверок).

Допущенное превышение срока составления акта  — является процессуальным нарушением, и не поименовано Налоговым кодексом существенным нарушением, делающим безусловно недействительным акт налоговой проверки, или вызывающим безусловную отмену решения по налоговой проверке(ч.14 ст.101 НК РФ). Мотивируя такой правовой позицией, суды отказываются защищать налогоплательщиков исключительно на фактах пропуска налоговиками срока составления акта налоговой проверки. Такая правовая позиция сохраняется много лет, и подтверждена многочисленной судебной практикой, в том числе практикой Верховного Суда РФ в 2019г.

Пропуск срока вручения акта налоговой проверки

Как правило, одновременно с пропуском срока изготовления акта налоговой проверки налоговики совершают пропуск срока вручения акта. Наиболее «плачевны» для налогоплательщиков такие нарушения во время камеральных налоговых проверок, когда о проверке налогоплательщик не информирован.

Такое очевидное нарушение положений Налогового кодекса РФ  суды так же не рассматривают в качестве достаточного основания для отмены акта налоговой проверки и соответствующего решения налогового органа.

В октябре 2019г. Верховный Суд РФ отказался поддержать налогоплательщика в налоговом споре по решению налоговой инспекции, вынесенному по акту камеральной налоговой проверки, составленному через 2,5 года после сдачи налоговой декларации (Определение ВС РФ № 308-ЭС19-13627 от 01.10.2019). Верховный Суд поддержал правовые позиции нижестоящих судов использовавших известную формулу Конституционного Суда РФ:
«… нарушение налоговым органом сроков составления акта налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса.».

По состоянию на 29.10.2019


Адвокат    А.Э. Гордон