Безвозмездная передача товаров — НДС и налог на прибыль в 2017

09.08.2017
А. Гордон

Безвозмездная передача товаров  — НДС и налог на прибыль

Разъяснения Минфина от 20.07.2017

Письмо от 20 июля 2017 г. N 03-07-11/46167

 

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

 

Для продвижения товаров безвозмездная передача образцов — известный маркетинговый прием. Рекламируя таким образом свои достижения не стоит забывать о возможных претензиях налоговиков по уплате НДС и налога на прибыль — безвозмездная передача товаров в рекламных целях являются объектом налогообложения НДС, если расходы на приобретение или создание единицы товара превышают 100 рублей. Кроме того, учесть стоимость переданных безвозмездно товаров в качестве расходов по налогу на прибыль не удастся. Так разъяснил Минфин РФ в письме от 20.07.17 № 03-07-11/46167.

НДС

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации (п.1 ч.1 ст. 146 НК РФ). В целях исчисления НДС реализацией признается как возмездная передача товаров, работ и услуг, так и их безвозмездная передача, в случаях прямо установленных кодексом (ст. 39 НК РФ). Из чего Минфин делает вывод, что безвозмездная передача товаров в рекламных целях облагается НДС в общем порядке.

Вместе с тем, согласно подпункту 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ, от НДС освобождается передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Налог на прибыль

Согласно правилам главы 25 НК РФ (Налог на прибыль) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) относятся к прочим расходам организаций (п.28 ч.1 ст.264 НК РФ).

Однако стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях исчисления налога на прибыль организаций не учитываются в качестве расходов, такое правило установлено в п.16 ст. 270 НК РФ. Из этих законоположений Минфин делает вывод, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организации не смогут учесть расходы, связанные с безвозмездной передачей товаров в рекламных целях.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 20 июля 2017 г. N 03-07-11/46167

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче товаров в рекламных целях Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом реализацией товаров в целях налога на добавленную стоимость признается также передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Таким образом, безвозмездная передача товаров в рекламных целях подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

При этом считаем необходимым отметить, что подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении передачи в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

Что касается определения налоговой базы при безвозмездной передаче вышеуказанных рекламных товаров, то согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом на основании статьи 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными.

В случае невозможности определения рыночной цены указанных рекламных товаров налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, по нашему мнению, следует определять как стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу.

По вопросу применения налога на прибыль организаций сообщаем, что согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 264 Кодекса предусмотрены виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли.

В то же время пунктом 16 статьи 270 Кодекса установлено, что расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.