Если у поставщиков налоговая запросила документы, чего ждать

art_3
25.01.2018
А. Гордон

Адвокат Гордон А.Э.

 

С середины августа 2017 вступила в действие новая ст.54.1 НК РФ, согласно которой налогоплательщики фактически должны доказывать перед налоговиками право применить вычеты и расходы. Соответственно, у налоговых органов появились новые возможности проводить налоговые проверки более углубленно. Вместе с тем, до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ «формальное» оформление актов налоговых проверок приобрело настолько широкий размах, что ФНС России было вынуждено разъяснить необходимость мотивировать налоговые претензии.

Согласно новой статье кодекса с середины августа при подаче налоговых деклараций налогоплательщик под угрозой отказа в применении вычетов и отказа в признании расходов по налогу на прибыль несет ответственность: 1) за достоверность учета, сумм налогов, 2) за реальность хозяйственных операций и 3) за «деловую цель хозяйственных операций».

Соответственно,  налоговые органы, проверяя эти самые реальность хозяйственных операций, достоверность учета и деловую цель, теперь проводят проверки и самого налогоплательщика и его контрагентов по документам, представленным налогоплательщиком, и документам, которыми располагает налоговый орган. Налоговыми органами проводится поиск признаков направленности сделок на получение только налоговой выгоды, на участие проверяемого в налоговых схемах по уклонению от уплаты налогов или построение налоговой схемы, поиск взаимозависимости налогоплательщиков в цепочках поставщиков, поиск у поставщиков признаков фирм-однодневок, признаков недобросовестности и самого налогоплательщика и поставщиков и т.д.

Учитывая, что ведение Единого гос реестра юр лиц (ЕГРЮЛ) и Единого гос реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) ведется ФНС РФ в электронной форме, и при подаче налоговых деклараций в РФ внедрен электронный документооборот, налоговые инспекторы располагают возможностью автоматизированно проверять взаимозависимость участников многоэтапных сделок поставки товаров, работ, услуг и сопоставлять показатели счетов-фактур, книг-покупок и книг-продаж в цепочках по каждому налогоплательщику.

Кроме того, в рамках полномочий при проведении камеральных налоговых проверок, инспекторы вправе получить информацию относительно проверяемого налогоплательщика от его контрагентов и иных лиц (ст. 93.1 НК РФ).

Причем, в рамках ст.93.1 НК РФ истребование информации и документов — право налогового органа, а не обязанность, которое не обусловлено обнаружением каких то расхождений между документами в рамках проверки.

 

Еще более существенно, что  с лета 2017 на налоговые органы возложена обязанность привлекать к ответственности за неуплату налога не просто по ч.1 и 2 ст.122 НК РФ, но и по ч.3 ст.122 НК РФ — за умышленное занижение налога (сбора). Соответственно, на налоговые органы возложена обязанность по выявлению умысла должностных лиц организаций на участие в схемах по незаконному снижению налогов, умысла по уклонению от уплаты налогов (сборов), что является признаками уголовных преступлений (ст. 199 — 199.4 УК РФ), и отграничивается от налогового правонарушения лишь суммой неуплаченных налогов (сборов). (Письмо ФНС России от 13.07.2017 N ЕД-4-2/13650@)

Кроме того, налоговые правонарушения, как правило, сопровождаются иными преступлениями экономической направленности — незаконное предпринимательство (ст.171 УК РФ), незаконное обналичивание денежных средств — незаконная банковская деятельность (ст.172 УК РФ), и т.д., о которых налоговые органы так же обязаны уведомлять правоохранителей.

На основании и в порядке  Соглашения о взаимодействии между Следственным комитетом России и ФНС N 101-162-12/ММВ-27-2/3 заключено 13.02.2012 эти гос органы обмениваются информацией:

— об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях;

— о принятых мерах по пресечению вышеназванных нарушений;

— о проводимых налоговых проверках;

— об осуществлении обмена иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Почему именно Инспекции ФНС и Следственный комитет?  Потому, что согласно ст.151 Уголовно процессуального кодекса РФ уголовные преступления уголовной направленности (ст. 199 — 199.4 УК РФ) — это сфера деятельности Следственного комитета РФ.

 

Учитывая изложенное, запрос налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки у поставщиков налогоплательщика документов, касающиеся деятельности последнего, означает лишь работу налоговых органов по камеральной налоговой проверке налоговой декларации в рамках их полномочий.

Согласно ч.3 ст.88 НК РФ в случае выявления ошибок, несоответствия сведений декларации имеющимся у налогового органа документам, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Учитывая, что при сопровождении налоговых проверок  в 2016, 2017 и 2018 годах наблюдается проверка налоговых деклараций по НДС в автоматическом режиме, получение вашими поставщиками запросов, в большинстве случаев, свидетельствует об обнаружении налоговиками «разрыве» в цепочке НДС.

В таком случае для самого налогоплательщика возникает перспектива снятия вычетов по НДС.

 

По состоянию на 18 декабря 2017 года

Москва

Адвокат Гордон А.Э.