Как быстро проверить поставщика в 2017

01.09.2017
А. Гордон

Срочно! Читайте здесь: Октябрьские 2017 разъяснения ФНС по проверкам (реальность операций, деловая цель, схемы, искажения отчетности)

 

Как известно у налоговиков самый быстрый способ снять вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль – обвинить вас  в получении необоснованной налоговой выгоды.

Основные приемы – обнаружение «кривых» первичных учетных документов ваших поставщиков, или использование поставщиков с целью снижения налоговой нагрузки. Убеждены, претензии к певичке (подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций)), по прежнему будут аргументом фискалов в спорах с налогоплательщиками, только теперь обвинения будут более мотивированными.  

Совершенствованием законодательства в этом направлении стала новая статья Налогового кодекса РФ 54.1, вступившая в действие с августа 2017г. и с учетом которой инспекции будут строить свою работу по проверке налогоплательщиков.

Для предупреждения негативных последствий при налоговых проверках компаниям в текущей деятельности нужно понимать положения этой статьи, и учитывать их при взаимодействии с поставщиками.

  • С августа 2017 запрещено уменьшать налоговую базу и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Формулировка «резиновая», и оставляет широкое поле для усмотрения налоговикам. В переводе на русский статья означает, что недостатки первичных учетных документов от поставщиков автоматически приведут к снятию вычетов и расходов. Вывод – тщательно проверяем первичку поставщиков, в том числе самих поставщиков.

Не строим иллюзий, вас не спасет часть вторая этой статьи, согласно которой документы от поставщика:

— подписанные неустановленным или неуполномоченным лицом,

— нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах,

— наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций)

не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

По новым правилам, Вы сможете применить вычеты или расходы только если инспекторы установят наличие одновременно двух обстоятельств:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Таким образом, в рамках текущей предпринимательской деятельности налогоплательщика он должен постоянно контролировать себя на наличие этих двух признаков.

С пунктом 1  понятно: налогоплательщик полностью управляет процессом заключения своих договоров, может оценить и регулировать их «налоговую законность». Только с августа 2017 налогоплательщикам нужно учесть: налоговики в силу закона теперь могут оценивать «деловую цель» каждой сделки. По этому нужно «обкладываться» соответствующими доказательствами.

 

А вот пункт 2 возлагает на налогоплательщика новую обязанность: Фактически теперь применение вычетов и расходов поставлено в  зависимость от реальности выполнения обязательства именно контрагентом-поставщиком. По этому, налогоплательщик обязан это обстоятельство доказать. Как? – в кодексе ответа нет.

В судебной практике по налоговым спорам в аналогичных ситуациях выработан следующий подход: реальность хозяйственных операций доказывается совокупностью доказательств, характеризующих «техническую» возможность поставщика оказать соответствующие услуги, работы или поставку (производство) товаров, так и исполнение конкретной «спорной» поставки.

В любом случае начинается проверка поставщика с формального сбора сведений из доступных источников. Прежде всего из онлайн баз госорганов, которые затем целесообразно дублировать бумажными документами. На этом этапе можно обнаружить, что сообщенные поставщиком сведений недостоверны (указаны неверные номера ИНН, ОГРН, сведения о руководителе, адресе  и т.д.). Такие расхождения повод получить письменные разъяснения от поставщика и подтверждающие документы.

  1. Интернет сервис ФНС России о гос регистрации юр лиц, индивидуальных предпринимателей и т.д.: https://egrul.nalog.ru, позволяет проверить контрагента по направлениям:

— краткие сведения из ЕГРЮЛ в режиме онлайн;

— сведения о подаче на гос регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы или сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;

— сведения о публикации в Вестнике государственной регистрации решения о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества и т. д.;

— сведения о принятии в отношении контрагента решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ как недействующей;

— проверить, что в состав исполнительных органов контрагента не входят дисквалифицированные лица;

— регистрация по адресу «массовой регистрации» и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу;

— проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации.

 

  1. Интернет сервис арбитражных судов РФ:

Позволяет онлайн получить сведения о взыскании налоговых претензий и налоговых споров с участием поставщика.

Позволяет установить наличие ситуации банкротства поставщика.

 

  1. Интернет сервис Федеральной службы судебных приставов РФ:

Позволяет установить наличие исполнительных производств по решениям судов по требованиям налоговых органов.

 

  1. Если из существа договора с поставщиком следует необходимость наличия лицензии, проверить предоставление лицензии такому поставщику можно на сайте соответствующего лицензирующего органа.

 

  1. Сведения о недобросовестных поставщиках можно проверить в реестре ФАС России на официальном сайте.

 

Такая проверка не потребует предоставления документов от самого контрагента, но у налогоплательщика появятся системные сведения о поставщике, которые останется проанализировать.

 

Анализ сведений о поставщике:

Регистрация поставщика не по адресу массовой регистрации, отсутствие в онлайн ресурсах сведений о судебных спорах налоговых органов с поставщиком, отсутствие исполнительных производств по требованиям налоговых органов, отсутствие в составе участников и руководителей поставщика дисквалифицированных лиц, отсутствие сведений о контрагенте как недобросовестном поставщике позволяет вам сделать первичный вывод о возможности получения от такого поставщика товаров, работ, услуг.

Вместе с тем, для обоснования вычетов и расходов необходим дальнейший конкретный анализ поставщика с учетом конкретных обстоятельств. Например, по сведениям ЕГРН окажется, что поставщик создан совсем недавно, а ваша сделка совершается на значительные суммы. Такая сделка может вызвать вопросы у налоговиков. Или из существа сделки вытекает необходимость обеспеченности поставщика соответствующими ресурсами (производственные, людские, материальные) или оборудованием, которого у поставщика отсутствует. С учетом изменений законодательства с августа 2017г. налоговая обоснованно при проверках может  задать Вам такие вопросы в рамках налоговой проверки. Если по НДС проверка может произойти спустя незначительное время после сделки, то по прибыли вопросы могут появиться во время выездной через несколько лет.

Учитывая опыт последних лет, налоговая прежде чем выйти на проверку собирает и анализирует огромный массив информации, и выездные проверки планируются при прогнозе значительных суммах доначислений. По этому, «вытрясать» документальное подтверждение целесообразно не сплошь из всех поставщиков, а только по значительным.

Соответственно, взаимодействуя с поставщиками с августа 2017г. налогоплательщикам необходимо после первичной «оперативной» проверки каждого поставщика запрашивать необходимый минимум документов, и в каждом случае определять необходимость сбора полного комплекта доказательной базы в обоснование вычетов и расходов – доказывать реальность хозяйственных операций с этим конкретным контрагентом.

01 сентября 2017 г.

Налоговый адвокат Гордон А.Э,

АЦ «Гордон и Партнеры» Москва.