Как списать задолженность по налогам из лицевого счета в инспекции

art_3
26.10.2017
А. Гордон

Суды считают, что сама по себе задолженность по налогам в лицевом счете положение налогоплательщика не ухудшает. В  реальной хозяйственной деятельности это не совсем так. Иногда у налогоплательщика возникает необходимость предоставить справку об отсутствии задолженности по налогам. В такой ситуации долг в лицевом счете налоговой, пусть и  просроченный ко взысканию, будет отражен в этой справке.

Как списать задолженность по налогам из лицевого счета налогоплательщика?

Исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания. Например, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Для этого налоговые органы должны обратиться в суд с соответствующим требованием.

Учитывая новые подходы ФНС РФ к налоговому контролю, большинству налогоплательщиков таких «подарков» от налоговиков ждать не стоит. Им необходимо самим обратиться в суд, хотя в Налоговом кодексе РФ прямо об этом и не написано.

Напротив, налогоплательщики получают отказ судов в принятии заявлений, мотивированных отсутствием у суда компетенции для списания безнадежной к взысканию задолженности по налогам, и необходимостью решения этого вопроса в административном порядке. То есть налоговым органом в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

Верховный Суд РФ* не согласился с отказами судов, и разъяснил, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, например, путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 года № 1150-0 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Особенностью подготовки к подаче подобного требования налогоплательщика, будет не обязательность предварительного обращения с таким же требованием в административный орган — инспекцию ФНС РФ.  Налогоплательщик вправе реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом РФ права путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд.

Выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со статьями 132, 135 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 196 указанного Кодекса несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел, является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, а не для отказа в его принятии.

 

Принимая на вооружение разъяснения Верховного суда РФ, Конституционного суда, и учитывая наш опыт ведения налоговых споров в налоговой и в судах, полагаем, тактику ведения спора о списании налоговой задолженности из лицевого счета налогоплательщика в каждом случае нужно выстраивать индивидуально.

Вместе с тем, наш опыт показывает, что налоговые инспекции отказывают в рассмотрении заявлений о списании просроченной ко взысканию налоговой задолженности просто со ссылкой на отсутствие права проводить проверки за периоды более 3-х лет от года назначения проверки и, соответственно, требовать документы за те налоговые периоды.

 

По состоянию на 28 октября 2017 года.

*Справка — Верховный Суд, дело №78-КГ16-43, рассмотрено 02.11.2016

Налоговый адвокат  Гордон А.Э.