Обмен информацией о зарубежных счетах с 2018

03.02.2018
А. Гордон

Адвокат Гордон А.Э.

 

21 декабря 2017 на сайте ОЭСР появилась информация об «активизации» двусторонних соглашений России с 73 юрисдикциями по автоматическому обмену информацией.

Россия в 2014 году присоединилась (ратифицировала)  к многосторонней международной конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года (Страсбург).

Согласно этой конвенции государства-участники могут оказывать и получать взаимную помощь в целях борьбы с уклонением от уплаты налогов. Участники конвенции обмениваются любой информацией,  которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов.

В частности это информация о банковских счетах, вкладах (наличие, движение).

Конвенцией предусмотрены несколько форм обмена информацией:

1)            Обмен информацией по запросу

2)            Автоматический обмен информацией

3)            Инициативный обмен информацией

Автоматический обмен, в соответствии с Конвенцией,  осуществляется при наличии отдельного соглашения между компетентными органами сторон. Например, автоматический обмен информацией, в рамках конвенции,  между Германией и Россией требует соответствующего соглашения между этими странами.

Учитывая, что к конвенции присоединились около 100 стран-участников,  в рамках конвенции разработано и применяется  Многостороннее соглашение компетентных в области налогов органов стран-участниц об автоматическом обмене финансовой информацией (далее — Многостороннее соглашение).

Технически  Многостороннее  соглашение по автоматическому обмену налоговой информацией будет осуществляться на основе разработанного ОЭСР стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах (Common reporting standard, CRS), которым установлены содержательные и технические детали процесса обмена информацией.

Существует еще одно препятствие — Страны-участницы конвенции и Многостороннего соглашения должны обеспечить реализацию договоренностей адаптировав свое национальное законодательство.

Так, в ноябре 2017г. в России вступила в силу  новая глава Налогового кодекса РФ № 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАННОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, согласно которой обмен информацией осуществляет непосредственно ФНС РФ – центральный аппарат. А так же установлен порядок использования полученной информации.

Вместе с тем, по состоянию на 24 декабря 2017г. отсутствуют сведения об утверждении Правительством РФ формы отчетов, порядок обмена отчетами, требования к оборудованию рабочих мест. Что очевидно препятствует реальному обмену информацией. Но, по видимому, это не требует срочности, поскольку по информации ОЭСР Россия начнет принимать участие в обмене с сентября 2018.

Список подписантов можно посмотреть здесь:

http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/MCAA-Signatories.pdf

Обратите внимание:

Левая колонка – страны-подписанты и соответствующее количество стран-подписантов корреспондентов – источник информации

Правая колонка – дата начала обмена.

Соответственно, Россия заключила соглашения об обмене с 73 государствами-источниками,  и начнет автоматический обмен с сентября 2018 года.

О зарубежных счетах резидентов

Проект правительства об изменении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ в «пожарном порядке» дорабатывают и планируют все-таки принять до конца текущего года. О существенных изменениях законопроекта  информация отсутствует.

На прошлой неделе резидентам пообещали новый  пряник:  по видимому, параллельно с изменениями самого валютного закона изменят и часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которой за нарушения валютных операций  сейчас штраф составляет 75-100% суммы валютной операции.  Есть основания полагать, что уровень штрафов  снизят до «разумных пределов» (осенью предлагали до 15-20%). Существующие штрафы признают «Драконовскими».

Примечание: К сожалению, по состоянию на 01 марта 2018 чуда не произошло. Изменения в статью 15.25 КоАП РФ законом от ноября 2017г. внесли, но размер штрафа в части 1 (75-100% суммы валютной операции за нарушения порядка ее проведения) не изменили.

Предлагается аналогичные правила распространить на юр лиц в случаях не возврата валютной выручки при экспорте, и предоплат по импорту.

Было бы еще лучше, если изменения части 1 ст.15.25 КоАП РФ распространили на периоды 2015-2017 годы.

И это вполне возможно, поскольку на прошедшей недели заговорили об амнистии капитала, аналогичной амнистии 2015 года по закону 140-ФЗ. Технически, возможно, действие закона 140-ФЗ просто продлят на 2018 год, а может, в закон внесут изменения.

В виду комплексности изменений законодательства, Владельцам зарубежных счетов рекомендуем обратить внимание не только на изменения валютного закона (закон 173-ФЗ), но и на закон «Об «амнистии капитала «, а так же статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Амнистия капитала 2018 и валютное законодательство

Напомним, в 2015-2016 годах в России прошла «Амнистия капитала» — мероприятия в рамках специального закона (№140-ФЗ от 08.06.2015г.). Тогда любой гражданин РФ, иностранец, лицо без гражданства могли задекларировать принадлежащее им имущество, находящееся за рубежом, и при этом,  таким лицам гарантировалось освобождение от преследования властей РФ по уголовным делам об уклонении от уплаты налогов (сборов), таможенных платежей и не возвращение средств, а так же по административным делам за предпринимательство без регистрации (лицензии), в том числе с использованием контролируемых компаний, а так же за налоговые правонарушения (неуплата налогов и сборов).

Гарантии представлялись при условии декларирования зарубежного имущества и не ставило условий о репатриации  (возвращения) этого имущества в Россию.

Законом 140-ФЗ, среди декларируемого имущества, предусматривались и зарубежные банковские счета, об открытии которых не были уведомлены власти России, как это установлено статьей 12 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ.

Таким образом амнистия капитала в 2015-2016 годах предусматривала не только амнистию в налоговой сфере, но и в части нарушений валютного законодательства.

Декларирование зарубежных счетов, в рамках закона об «Амнистии капитала», признавалось надлежащим уведомлением об их открытии, а зачисленные на такие счета средства — признавались зачисленными в соответствии с валютным законодательством. Кроме того, признавались законными ранее совершенные по таким счетам валютные операции.