Жалоба на решение налоговой

art_3
07.10.2017
А. Гордон

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

Не имеет значения — камеральная или выездная налоговая проверка обнаружила нарушения, прежде чем вынести решение по проверке налоговая составляет акт налоговой проверки. Оспаривание проверки и решения по проверке начинают с  оспаривания акта.

Не редко налоговые споры начинают еще раньше, когда оспаривают требования о предоставлении документов и иные документы, направленные инспекцией.

Оспаривание акта возможно, как по доводам о нарушении порядка налогообложения, так и по процессуальным нарушениям — нарушениям порядка проведения проверки, порядка рассмотрения и вынесения решения по результатам налоговой проверки.

Рекомендуем уже на этапе налоговой проверки получить юридическое сопровождение налоговой проверки налоговым юристом или налоговым адвокатом, специализирующимся  на налогах. Они располагают необходимым опытом и знаниями, и посоветуют наименее убыточный путь урегулирования налогового спора в вашей ситуации.

Налоговые нарушения отражают в акте налоговой проверки

В акте, помимо иного, должны быть отражены:

1)  сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

2) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;

3) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.

Акт, а так же составленные и полученные налоговиками при проведении проверки документы составляют материалы налоговой проверки. Это фактический материал, на основании которого налоговая может выдвигать налоговые претензии. Если среди этого материала окажутся документы, полученные вне проведения налоговой проверки (например запрос направлен до начала проверки, или после окончания срока проверки) такие доказательства могут быть получены с нарушением закона и не должны использоваться для доказывания налогового нарушения.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его оформления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Внимание:

Не стоит уклоняться от вручения акта, поскольку тогда его направят почтой. В этом случае акт считается врученным по истечение 6-ти дней с даты отправления. А вам еще придется этот акт вылавливать.

Получив акт необходимо с ним ознакомиться и выяснить какие конкретно недостатки выявлены налоговой. По выездным, очень модная в 2016-2017г. тема – однодневки в предыдущих налоговых периодах. Искать и доказывать налоговая научилась.

Как  действовать, если составлен акт налоговой проверки:

1. Предоставить возражения на акт.

Для подготовки возражений  есть месяц с даты получения акта налоговой проверки.

За этот месяц необходимо  разобраться в мотивах выявленных проверкой нарушений, собрать доказательную базу, что бы опровергнуть доводы налоговой. Например, очень часто налоговая снимает вычеты по однодневкам, имея только показания ее руководителя с признанием не ведения хозяйственной деятельности.

В таких ситуациях необходимо доказать реальность хозяйственных операций и должную осмотрительность при выборе контрагента (обоснованность заключения договора именно с этим контрагентом).

Регулярно возникают ошибки по НДС с авансов. С 2016 года нарастает поток ошибок по экспорту. Ситуаций масса, и при всей схожести каждая имеет особенности по оспариванию.

В любом случае, за месяц должны быть подготовлены мотивированные возражения на акт налоговой проверки с обязательными ссылками на закон, на судебную практику по аналогичным спорам, на разъяснения Минфина по спорному вопросу и т.д.

К возражениям  нужно приложить подтверждающие ваши доводы документы, и все вместе представить  в налоговую.

Если в ходе подготовки выяснится, что какие-то документы были у вас истребованы во время проверки, но вы их не представили, заранее готовьте позицию, почему их не представили.

Внимание:

1) Возражения должны быть оформлены письменно и подписаны полномочным лицом — руководителем, или лицом по доверенности. Но возражать можно и устно на рассмотрении акта у руководителя. Практика оспаривания налоговый проверок показала низкую эффективность устных выступлений, поскольку они не полностью и не точно вносятся в протокол.

2) Не представленные на рассмотрение акта документы в суд представить будет сложно.

3) Направление возражений и документов лучше оформлять сопроводительным письмом с описью. При сдаче документов в налоговую на копии сопроводительного письма и описи получить отметку о приеме.

 

2. Второй этап – рассмотрение акта налоговой проверки и возражений руководителем налоговой инспекции.

Свои доводы (возражения) на акт нужно донести до налогового органа и разъяснить. Рассмотрение акта и возражений производится руководителем налогового органа, составившего акт. Рассмотрение проводится в налоговом органе, очно, в присутствии лица, в отношении которого составлен акт налоговой проверки. О дате, времени и месте рассмотрения акта лицо извещается письменно, и заблаговременно.

На этом этапе типичны две ошибки налоговой, которые позволяют отменить решение:

1)Не уведомляют лицо о дате, времени и месте рассмотрения (забывают, не верный адрес и т.п.)

2) Решение подписывает не тот руководитель, который рассматривал акт и возражения.

 

В ходе рассмотрения  выслушиваются доводы налоговой (инспекторов, проводивших проверку) и налогоплательщика.

Важно:

Этап рассмотрения акта и возражений – единственный этап, когда налогоплательщик имеет возможность, а налоговая обязана ознакомить его со всеми материалами налоговой проверки. Доступны Запросы, ответы на них, протоколы допросов, Акты осмотров помещений, Протоколы выемок и Заключения экспертов т.д. и т.п.  В том числе и ответы из правоохранительных органов.

Эту возможность нужно обязательно использовать для получения максимального объема доказательств, поскольку на этом этапе можно установить что доказательства получены с нарушением закона.

Иногда, особо ретивые инспекторы или заместители руководителя инспекции препятствуют в ознакомлении или в предоставлении всех материалов налоговой проверки. В этом случае необходимо отразить такие нарушения в протоколе, который обязательно составляется при рассмотрении акта и возражений.

Для участия в  рассмотрении акта  нужно быть готовым к публичному выступлению, поскольку устно в короткий срок нужно четко, кратко изложить свою позицию, быть готовым представить конкретные подтверждающие документы, и  возражать  на доводы и замечания налоговой. Эмоциональность здесь не нужна, нужны знания налогообложения и опыт налоговых споров.

На рассмотрении, помимо руководителя инспекции, от налоговой присутствуют не менее 3-5 человек. Часто налоговики используют процесс рассмотрения акта для дополнения и уточнения материалов налоговой проверки. Эти моменты нужно знать и учитывать. По этому линия поведения  лица, в отношении которого составлен акт, на рассмотрении акта и возражений может быть активной, пассивной, провоцирующей, в зависимости от избранной тактики защиты.

В частности, действия лица во время рассмотрения акта могут привести к назначению дополнительных  мероприятий налогового контроля, которые не всегда желательны (ч.6 ст.101 НК РФ). Формально, доп мероприятия назначаются для получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Но на практике доп мероприятия не выгодны для налогоплательщика, поскольку налоговая добирает недостающие доказательства. В качестве доп мероприятий  может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

По этому, иногда, тактически, выгодно возражения делать недостаточно информативные, что бы не подсказать налоговой пути сбора дополнительных доказательств.

Срок доп мероприятий – не более 1 месяца.

 

3. Решение по акту и возражениям – выносит руководитель налоговой инспекции, рассматривавший акт и возражения.

Срок вынесения решения (оформление в письменном виде) – 10 дней (рабочих) с даты подачи возражений на акт.

Внимание:

Типичная ошибка – решение подписывает не тот руководитель, который лично рассматривал акт и возражения. Нарушение существенное, на его основании решение можно отменить.

По существу решения могут быть двух видов:

1) решение о привлечении к налоговой ответственности

2) решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности

В любом случае решение должно быть мотивированным и основываться только на тех материалах, которые были получены во время налоговой проверки. Решение должно соответствовать акту налоговой проверки и  доводам возражений.

Решение должно быть вручено лицу, в отношении которого составлен акт, в течение пяти дней.

Вступление в силу решения — по истечении одного месяца с даты вручения решения лицу, в отношении которого составлен акт, если решение не оспорено в апелляционном порядке.

Эффективно оспорить решение по налоговой проверке можно только через подачу апелляционной жалобы — то есть жалобы на не вступившее в силу решение.

Важно:

Оспорить решение налоговой в суд, минуя жалобу в вышестоящую налоговую,  запрещено (ст. 138 НК РФ).

4. Апелляционное обжалование решения налогового органа

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается  в вышестоящий налоговый орган через налоговую, вынесшую оспариваемое решение.

Срок подачи жалобы – до вступления в силу решения по проверке, то есть в течение месяца с даты вручения решения лицу. Подать апелляционную жалобу можно в бумажном виде, или в электронном.

Содержание апелляционной жалобы: По содержанию, апелляционная жалоба сопоставима с возражениями на акт налоговой проверки, но в отличие от них в жалобе можно опровергать доводы и акта проверки и решения по проверке, в том числе и нарушения, допущенные при рассмотрении акта.

В отличие от возражений апелляционная жалоба подается только письменно, и ее рассмотрение вышестоящей налоговой проходит без участия (присутствия) заявителя.

Аналогично возражениям, апелляционная жалоба должна быть подписана полномочным лицом, в противном случае ее не станут рассматривать.

Срок рассмотрения жалобы – один месяц с даты поступления апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Если вышестоящая налоговая отказалась удовлетворить жалобу, решение налоговой вступает в законную силу с даты принятия решения по жалобе.

В этом случае для оспаривания решения по проверке в суд дорога открыта.

Следующий этап — подготовка искового заявления в суд (арбитражный).

Порядок подачи заявления в суд – согласно правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

Москва

По состоянию на 06 октября 2017 года

Адвокат по налогам Гордон А.Э.