Публикации
16.11.2017

Экспортный (внешнеторговый) контракт — особенности 2017 для Российской стороны

Репатриация валютной выручки и оплата — теперь по новому

 

Адвокат Гордон А.Э.

 

14 ноября 2017 года принят федеральный закон N 325-ФЗ об изменении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП РФ. Пока не подписан и не опубликован. Предполагается, что закон вступит в силу в течение 180 дней с момента публикации.

По действовавшим правилам валютного законодательства РФ расчеты по экспортным (импортным) контрактам по товарам, работам, услугам российские организации и ИП обязаны осуществлять исключительно через уполномоченные банки , а полученная экспортная выручка, и уплаченные авансы (в случае неисполнения поставки), должны быть возвращены в страну.

По новым правилам, внешнеторговые контракты в обязательном порядке должны содержать условия о конкретных сроках возвращения валютной выручки и сроках передачи товаров, работ, услуг и т.д. иностранцами (п.1.1 ст.19 закона «О валютном регулировании …»):

В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1) о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
2) о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).»;
Одновременно в законе (ч.5 ст. 23) уполномоченным банкам предписано отказывать в совершении валютной операции:
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае, если проведение такой операции нарушит положения статьи 9, и (или) статьи 12, и (или) статьи 14 настоящего Федерального закона …, или в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании части 4 настоящей статьи и настоящей части, либо представления им недостоверных документов, либо представления им документов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона … .
За соответствующие нарушения новых правил установлена административная ответственность сотрудников компаний, как должностных лиц. А за повторные нарушения — дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. (см. изменения в статью 15.25 КоАП РФ).
Новые правила касаются всех без исключения внешнеэкономических контрактов, в том числе с Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Киргизией.
Рекомендуем заранее внести изменения в используемые формы внешнеэкономических контрактов, и согласовать изменения с зарубежными партнерами.

Читайте: Как составить внешнеэкономический контракт (предмет договора, цена, условия поставки и т.д.) 

Москва

По состоянию на 16 ноября 2017 года

Адвокат Гордон А.Э.

читать далее А. Гордон
15.11.2017

Отказывают в вычете НДС ?

Не удивительно, налоговые проверки с августа 2017 идут по новым правилам

Новые риски отказа в вычетах и расходах с 3 квартала 2017

Новые требования ФНС РФ к налоговым проверкам с августа 2017

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Москва

 

С 3 квартала 2017г. для оценки допустимости действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов по НДС и расходов по прибыли ФНС России будет руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ.

Теперь в кодексе появилось описание конкретных действий налогоплательщиков, которые считаются злоупотреблением правами при налогообложении, и условия, которые должны быть соблюдены для правомерного применения расходов и налоговых вычетов.

Налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.

Еще до вступления в действие ст.54.1 НК РФ налогоплательщики начали получать по ТКС «письма счастья» из налоговых с требованиями предоставить пояснения (зависит от региона) и внести исправления в учет вне камеральных или выездных проверок. Требования мотивируются только некими сведениями ФНС о совкершении операций с сомнительными контрагентами.

По указанию ФНС РФ новые правила проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС применяются начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ. То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017,  будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 Пленума ВАС РФ 2006г. о получении не обоснованной налоговой выгоды налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.

Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но из текста вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.

2) Теперь для отказа в вычетах не могут служить основанием: подписание первичных учетных документов поставщика неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

3) Налоговые претензии обоснованные только перечисленными доводами ФНС считает формальными и необоснованными.

 

Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.  То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, накладных и т.д. акт налоговой проверки не будет мотивирован одним этим фактом, а к нему в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.

 

Суть новых правил налоговых проверок в 2017

 

Кратко, суть новой статьи 54.1 НК РФ — 1) Запрет на уменьшение налога в результате искажений в учете; 2) Вычеты и расходы могут быть применены только при осуществлении реальной хозяйственной деятельности, по сделкам не направленным на уклонение от уплаты налогов. Соответственно, с 20 августа 2017 налоговики используют критерии ст. 54.1 НК в следующем порядке.

 

Проверка искажений в учете

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

ФНС разъясняет правила применения:

Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.
Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий —  в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.
При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Какие действия ФНС будет считать умышленными искажениями для п.1 ст. 54.1 НК РФ

1)»дробление бизнеса» в качестве схемы перехода на специальные режимы налогообложения. 
2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Хотя в письме ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения. Перечень очевидно открытый, то есть может быть дополнен и иными признаками, а сами признаки носят оценочный характер.   Открывается широкое поле для усмотрения налогового инспектора при проверке.
Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Что будут доказывать (устанавливать) по п.1 ст.54.1 НК:

Налоговики будут доказать наличие совокупности обстоятельств:

1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);

2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;

3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;

4)Потери бюджета.

Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой до 19 августа 2017.

Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и именно к доказыванию этого обстоятельства проверяющие подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются простоым перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:

ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) — уменьшение налогов за счет незаконного искажения учета, например, посредством использования документов от однодневок.

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) — уменьшить сумму налога к уплате.

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку  взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.
Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме  это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом. Далее выявленные цепочки «взаимосвязанных» лиц проверяются в обычном порядке — запрос информации и документов, допросы участников хозяйственных операций, осмотры мест деятельности и т.д.

Что должен доказывать налогоплательщик с 2017 года

Правила ч.2 ст.54.1 НК

С августа 2017, после введения ст.54.1 НК,  налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда «доказывать» два обстоятельства:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:
1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);
2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).
Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

Как будут устанавливать цель сделки — неуплату налогов (налоговую экономию)

ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения,  а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»
ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели сделок.

Как будут выявлять сомнительные сделки

Через взаимодействие с сомнительными контрагентами — выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.

Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.

Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).

По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.

При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.

Как будут доказывать отсутствие деловой цели

Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:
1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;
2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.

Какими средствами будут доказывать отсутствие деловой цели

Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:

1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;

3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);

4) инвентаризация имущества;

5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);

6) истребование документов (информации);

7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:

1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;

2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;

3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;

4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.

По состоянию на 13 ноября 2017

Москва

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

читать далее А. Гордон
14.11.2017

Как сэкономить на покупке квартиры

Получить налоговый вычет по НДФЛ с покупки квартиры

Налоговый вычет на ипотечный кредит

 

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

 

Покупка жилья — самая дорогостоящая покупка для большинства россиян. Когда предстоят большие расходы вопрос экономии не сбрасывают со счетов. Каждый покупатель обязательно задумывается «на чем можно сэкономить?». Даем бесплатный совет как можно сэкономить со 100% гарантией — получите налоговый вычет за покупку квартиры. В этом случае государство не обманет, и вернет вам до 260 000 рублей.  Механизм отработан и вы можете рассчитывать на возврат, если выполните требования Налогового кодекса. Еще больший размер вычета может получить покупатель, использовавший на покупку жилья ипотечный кредит. В этом случае покупатель может рассчитывать еще и на компенсацию уплаты процентов по кредиту общей суммой до 3 000 000 рублей.

С чего начать.

Начинать нужно с правильного оформления документов при покупке жилой недвижимости, поскольку вычет предоставляется только на покупку квартир, индивидуальных жилых домов, комнат, и долей в праве собственности в этом жилье. Так же вычет может быть предоставлен, если собственник построил себе жилье (новое строительство).

Общее правило — налоговый вычет предоставляется после покупки жилья но на основании документов на его покупку, по этому внимательно оформляйте документы при покупке. Для получения налогового вычета вам потребуется предоставить в налоговую инспекцию по месту вашего жительства следующие документы:

1) Договор о приобретении жиля (жилого дома, квартиры, комнаты, или доли в них).
Важно, что бы в договоре сведения о вас, как приобретателе, и о жилье в точности соответствовали вашему паспорту и документам на жилье. Для правильного заполнения договора точные сведения о приобретаемом жилье вы можете узнать из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), который можно заказать в Многофункциональном центре гос услуг (МФЦ).
Договор на приобретение жилья может быть различным и определяется способом приобретения жилья — купля-продажа, дарение, мена, долевое строительство (ДДУ) и т.д. В случае договора ДДУ дополнительно должен быть передаточный акт о передаче построенного объекта от застройщика дольщику (приобретателю).
2) Документы, подтверждающие  ваше право собственности на приобретенное жилье.
В 2017 году это упомянутая выше выписка из ЕГРН.
Если жилье приобретено до 2016г., может потребоваться свидетельство о праве собственности, которое выдавалось до 2016г. при регистрации права собственности.
3) Документы, подтверждающие произведенные покупателем расходы (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Большинство сделок с жильем совершается в простой письменной или в нотариальной формах, по этому передачу денег рекомендуем оформить распиской продавца о получении денег.
Как заявить налоговый вычет
Для применения налогового вычета  покупатель жилья должен подать в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию по Налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и указанные выше документы. Налоговая декларация подается с января по конец апреля года, следующего за годом покупки жилья — если квартира куплена в 2017г., вычет заявляем в декларации по НДФЛ за 2017г. с января по конец апреля 2018г.
Вычет можно применять и в течение года покупки квартиры, для этого нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление и документы.
Смысл применения налоговых вычетов при покупке квартиры — государство возвращает уплаченный покупателем налог с доходов, если доход направлен на покупку квартиры или иного жилья.
Важно отметить, что вычет при покупке квартиры (и иного жилья) в России установлен только для налоговых резидентов России, которыми, согласно Налоговому кодексу РФ, являются граждане России, проживающие в стране.
Применение налоговых вычетов регулирует всего одна статья Налогового кодекса — 220, но ее применение имеет много тонкостей, что вызывает постоянные вопросы и многочисленные ошибки.
Поскольку вычеты заявить можно только после покупки квартиры, исправить неправильно оформленные документы часто невозможно. Рекомендуем до покупки получить консультацию налогового адвоката по правильному оформлению документов.

 

читать далее А. Гордон
14.11.2017

Налоговые проверки НДС и прибыли с августа 2017 — по новым правилам

Новые риски налоговых проверок с 2017

Новые разъяснения ФНС РФ о налоговых проверках с августа 2017

ФНС с 2017 прекращает применение  правил Пленума ВАС РФ 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ?

Налоговый адвокат Гордон А.Э.

Москва

 

С 3 квартала 2017г. для оценки действий налогоплательщиков при применении налоговых вычетов и расходов ФНС России прекращает применять критерии обоснованной налоговой выгоды и иные правила, установленные Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53.

Теперь при проведении налоговых проверок налоговые органы должны руководствоваться правилами статьи 54.1 НК РФ, которая содержит описание конкретных действий налогоплательщика, которые считаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены налогоплательщиком для применения расходов и налоговых вычетов .

То есть, теперь, налоговые органы помимо правил 1 и 2 частей НК РФ получили в свое распоряжение два новых основания для снятия вычетов и расходов, а налогоплательщики, новую обязанность — по каждой декларации, и в каждой выездной придется доказывать право на применение вычетов и расходов, фактически, по любому налогу и сбору.

Новые правила применяются при проведении камеральных налоговых проверок деклараций по НДС —  начиная с даты вступления в силу этой статьи (с 19 августа 2017), а по выездным проверкам — начиная с года назначения выездной проверки в котором вступила в силу статья 54.1 НК РФ. То есть, выездные проверки, назначенные после 19.08.2017,  будут проводиться налоговиками с учетом правил статьи 54.1 НК РФ. Соответственно, правила Постановления №53 налоговики принимать во внимание не будут, даже по сделкам, совершенным до августа 2017.

Правила применения статьи 54.1 НК изложены в письме ФНС РФ от 31 октября 2017 г. N ЕД-4-9/22123@ и формально носят рекомендательный характер, но ознакомившись с полным текстом вывод очевиден: с августа 2017 налоговики обязаны его использовать.

Вместе с тем, в письме есть и пряники для налогоплательщиков:

1) С августа 2017 при составлении актов налоговых проверок выводы должны мотивироваться ссылками на правила статьи 54.1 НК РФ, а так же быть вообще мотивированными.

2) Теперь самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий: подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом; нарушение контрагентом налогового законодательства; наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

До налоговых инспекций доведены и разъяснены эти требования статьи 54.1 НК, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.

Полагаем, расслабляться не стоит, поскольку из письма ФНС следует не двусмысленный вывод: инспекциям следует оформлять налоговые претензии мотивированно и системно, по совокупности доказательств.  То есть теперь, в случае обнаружения «токсичных» счетов-фактур, акт будет не просто мотивирован одним этим фактом, а в дополнение впишут и еще несколько, для системности и мотивированности.

 

Суть новых правил налоговых проверок в 2017

Новые подходы к налоговым проверкам мотивированы вступлением в силу статьи 54.1 НК РФ и ФНС России разъясняет правила ее применения: 1) Запрет на использование при расчете налогов (сборов) искажений в учете; 2) Налогоплательщик обязан доказать право на заявленную в декларации налоговую выгоду. И соответствующие последствия — отказ в вычетах и расходах.

Проверка искажений в учете

Правила п.1 ст.54.1 НК РФ

Пунктом 1 ст.54.1 НК РФ установлен запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

ФНС разъясняет правила применения:

Положения п.1 ст.54.1 НК предполагают умышленные действия самого налогоплательщика по внесению искажений.
Налоговый орган должен доказать: сознательное искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика и цель таких действий —  в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога, неправильного применения налоговой ставки, налоговой льготы, налогового режима, манипулирования статусом налогоплательщика, умышленных действий налогового агента по неудержанию (неполному удержанию) сумм налога, подлежащего удержанию налоговым агентом.
При отсутствии доказательств такого умысла у налогоплательщика методологическая (правовая) ошибка сама по себе не может признаваться искажением в целях применения пункта 1 статьи 54.1 НК РФ.

Какие действия ФНС будет считать умышленными искажениями для п.1 ст. 54.1 НК РФ

В Тексте письма ФНС изложены конкретные признаки умышленного искажения, правда перечень открытый и очевидно оценочный.
1)создание схемы «дробления бизнеса», направленной на неправомерное применение специальных режимов налогообложения;
2)совершение действий, направленных на искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения;
3)создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения;
4)нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
Способами искажения сведений об объектах налогообложения, которые могут быть квалифицированы по пункту 1 статьи 54.1 НК РФ, ФНС считает (в частности): неотражение налогоплательщиком дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в связи с вовлечением в предпринимательскую деятельность подконтрольных лиц, а также отражение налогоплательщиком в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения.

Что будут доказывать (устанавливать) по п.1 ст.54.1 НК:

Налоговики будут доказать совокупность обстоятельств:

1)Факт и существо искажения (в чем конкретно оно выразилось);

2)Причинную связь между действиями налогоплательщика и допущенными искажениями;

3)Умышленный характер действий налогоплательщика (его должностных лиц), выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика в целях уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога;

4)Потери бюджета.

 

Как ФНС будет доказывать нарушения п.1 ст.54.1 НК РФ

Обстоятельства по вышеназванным пунктам 1, 2, 4 выявляются документально, а потому методика их установления контролерами очевидно не будет отличаться от применяемой ранее.

Умысел действий на снижение налоговой базы и т.д. именно за счет искажений — доказать гораздо сложнее, и как правило, проверяющие к этом вопросу подходят формально. Часто в актах налоговых проверок контролеры ограничиваются перечислением некоторых обстоятельств. В письме ФНС разъясняет недопустимость такого подхода.

Как будут доказывать умысел налогоплательщика на схемы в 2017:

ФНС предписывает инспекторам доказывать умысел через выявление одновременного наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что:

1)лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия),

2)желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Так, по мнению ФНС, одним из признаков противоправных умышленных действий налогоплательщика на незаконное снижение налогов являются факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. По этому, налоговые проверки в 2017 году любых налогоплательщиков будут содержать обязательный элемент — проверку  взаимозависимости и подконтрольности участников сделок.
Сейчас, при сдаче отчетности в электронной форме  это сделать не сложно. На первом этапе выявление перечисленных признаков устанавливается автоматически — программой роботом.

Что должен доказывать налогоплательщик с 2017 года

Правила ч.2 ст.54.1 НК

С августа 2017, после введения ст.54.1 НК,  налогоплательщикам при сдаче налоговой отчетности придется дополнительно всегда доказывать два обстоятельства:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Более правильно утверждение: у налоговиков в 2017г. появились два новых установленных законом (НК РФ) основания для снятия вычетов и расходов. По мнению ФНС по новым правилам ч.2 ст.54.1 НК расходы могут быть сняты при проверке если:
1) у налогового органа есть доказательства наличия у налогоплательщика основной цели совершения сделки (операции) — неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога (сбора) (п.1 ч.2 ст.54.1 НК);
2) если материалы проверки свидетельствуют, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента (п.2 ч.2ст.54.1 НК).
Перечисленные признаки оценочные, и можно предполагать, как их будут применять контролеры. Например, в своем письме ФНС оценивает полученные в рамках проверок сведения (доказательства) не как прямые, а как косвенные.

Как будут устанавливать цель сделки — неуплату налогов (налоговую экономию)

ФНС предписывает инспекциям доказывать отсутствие у сомнительной сделки «разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения,  а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств, и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.»
По видимому, ФНС имеет в виду давно существующее на западе понятие — отсутствие «деловой цели» сомнительной в налоговом отношении сделки. С августа 2017 НК РФ предоставил контролерам право на оценку деловой цели подобных сделок.

Как будут выявлять сомнительные сделки

Через выявление фактов обналичивания денежных средств проверяемым налогоплательщиком или взаимозависимым (подконтрольным) лицом, а также факты использования таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц.

Выявляется автоматизированно в результате анализа сведений о самом налогоплательщике и его контрагентах. Анализу подвергаются сведения об адресах регистрации и заявителях при регистрации, сведения о банковских счетах и движении средств, об IP-адресах, телефонах руководителей и сотрудников и т.д.

Особое внимание уделяется нетипичности предмета сделок и документооборота для данного налогоплательщика. Нетипичность поведения участников сделки (операции), должностных лиц налогоплательщика при заключении, сопровождении, оформлении результатов сделок (операций).

По всем таким фактам следует ожидать требований налоговиков о пояснениях, в том числе от контрагентов, и автоматизированный контроль цепочек. Наличие противоречий в доказательствах вызовет повышенное внимание проверяющих, что выливается в дополнительные мероприятия по их перепроверке.

При получении пояснений и проведении допросов необходимо устанавливать полномочия, а также функциональные и должностные обязанности лиц, исследовать вопросы, связанные с обстоятельствами заключения, сопровождения сделки и исполнения всех ее условий спорным контрагентом, а также наиболее эффективно использовать возможность предъявления свидетелям документов при допросах в целях получения наиболее полных и конкретизированных ответов.

 

Как будут доказывать отсутствие деловой цели

Налоговый кодекс таких рекомендаций не содержит. ФНС предписывает налоговикам опровергнуть реальность спорной сделки (операции) через доказывание двух обстоятельств:
1) Установление в рамках проверки исполнения обязательств по спорной сделке (операции) иным лицом, чем контрагент налогоплательщика указанный в договоре;
2) Установление фактов исполнения спорной сделки (операции), самим проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
Рекомендации основаны на многочисленной судебной практике, поскольку при агрессивной налоговой оптимизации обязательства фактически не исполняются указанным в договоре лицом, а исполняются самим налогоплательщиком, или третьими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, установить которых в момент проверки не всегда возможно.

Какими средствами будут доказывать отсутствие деловой цели

Необходимые сведения об отсутствии деловой цели налоговики должны получать в пределах полномочий, предоставленных им НК РФ при проведении налогового контроля:

1) получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); 2) проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов, в том числе с применением технических средств;

3) сопоставление объема поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);

4) инвентаризация имущества;

5) анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.);

6) истребование документов (информации);

7) выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

Выполнения налогоплательщиком работ, услуг собственными силами доказывается:

1) Информацией и документами, полученными посредством опросов должностных лиц проверяемого налогоплательщика, занятых на производстве;

2) Информацией и документами, истребованных у заказчиков и допросов их должностных лиц, лиц, осуществляющих технический надзор;

3) Информацией и документами, истребованных у иных, «непроблемных», контрагентов, оказывающих налогоплательщику аналогичные работы, услуги, с последующим проведением в отношении них контрольных мероприятий;

4) Локальными актами об установлении пропускного режима охраняемых объектов, пропусков, журналов регистрации.

Учитывая данные в письме разъяснения, ФНС России рекомендует инспекциям не формально применять к каждому налогоплательщику весь перечень механизмов по сбору сведений, а использовать их избирательно, для установления фактов, имеющих значение в конкретных обстоятельствах.

По состоянию на 13 ноября 2017

Москва

Адвокат по налогам Гордон А.Э.

 

 

 

 

читать далее А. Гордон