Публикации
13.05.2017

Юридическое сопровождение покупки квартиры в Москве

Черные риэлторы не причем – вы все сделаете сами

Юридическое сопровождение сделки — Риелтор или Юрист?

Покупаете новостройку – будьте внимательны

 

Адвокат Гордон Андрей Эдуардович

 

Анализируя статистику посещений нашего сайта «Адвокатский центр Гордон и Партнеры» за год, а это сотни тысяч посещений,  мы убедились в стремлении посетителей совершить покупку или продажу недвижимости в Москве самостоятельно, без участия юриста по недвижимости и даже без риелтора. И многочисленные обращения в наш адвокатский центр на очные консультации тому подтверждение.

Обращаются с разными вопросами: как грамотно проверить квартиру перед покупкой, просят провести юридическую проверку недвижимости, подготовить и провести сделку купли продажи недвижимости обремененное ипотекой, подготовить договор купли-продажи квартиры, проверить застройщика, спрашивают, на что обратить внимание при заключении договора долевого участия (ДДУ) и т.д.

Как правило, после консультации с нашими специалистами, взвесив риски и цену услуг юридического сопровождения сделки с недвижимостью, большинство отказывается от самостоятельных действий.

Вместе с тем, не иссякает поток клиентов за юридической помощью адвоката по недвижимости, адвоката по ДДУ, адвоката по оспариванию сделок, адвоката по расторжению сделок. Большинство клиентов — те, кто «попал» при самостоятельной покупке недвижимости, но есть и те, кто покупал недвижимость через крупные агентства, или с риелторами. Как оказывается, попасть можно просто на ровном месте.

Не расслабляйтесь, если сделку вы совершаете через нотариуса, или покупаете новостройку через  агентство недвижимости, пусть даже крупное.

 

Покупаете новостройку через агентство, будьте особенно внимательны

Черные риэлторы здесь не причем. Все гораздо проще – вы все испортите сами.

Участвуя в сделке с недвижимостью всегда нужно помнить: В сделках с недвижимостью у сторон разные цели и интересы. Покупатель – покупает, становится собственником и приобретает права. Продавец  — продает, его интерес — получить деньги. Забота о своих правах – обязанность стороны сделки. Эту простую истину часто слышим в суде, когда судья спрашивает покупателя, что вам препятствовало пойти на консультацию к адвокату? Будьте готовы, что человек, который на сделке вам мило улыбался, после подписания купли-продажи будет в штыки воспринимать любое ваше слово и откажется исполнять устные договоренности.

Единственная гарантия соблюдения интересов стороны сделки с недвижимостью и опора — адвокат по недвижимости. Сторона сделки сама должна позаботиться, что бы обеспечить защиту своих интересов при помощи адвоката по недвижимости или риелтора а в отдельных случаях — привлечь их обоих.

Если квартиру новостройку продает агентство недвижимости, это не значит, что оно будет заботиться о ваших правах и интересах. Агентство зарабатывает на продажах квартир, и получает деньги (комиссионные) от застройщика. Для агентства вы – покупатель, источник заработка, не больше.

Например, в апреле 2017 года к нам обратилась семейная пара (Дело пока в производстве Одинцовского суда, по этому, назовем их супруги Петровы). Из покупки готовой новостройки у них получился сюжет для криминального рассказа, в котором они главные герои, правда какой будет финал, мы пока сказать не можем. Если перспективы судебного решения нам ясны, то исполнение решения суда потребует очень много сил и времени.

Итак, в июле 2016 года супруги Петровы выбрали жилой комплекс бизнес класса в Одинцовском районе Московской области для покупки квартиры, которые продавало известное на Московском рынке  недвижимости агентство недвижимости.

Комплекс был в высокой степени готовности: завершалось благоустройство территории, информация на сайте и фотографии  полностью соответствовали реалиям на строительной площадке, менеджеры агентства внимательны и обходительны. Предложенная агентством квартира привлекла покупателей тем, что располагалась в уже сданном корпусе и оформлена в собственность застройщика. Ключи и квартиру застройщик готов передать  супругам сразу после подписания договора. Что говорить, выгодное предложение.

Квартира выбрана, подписан договор купли-продажи и передаточный акт, у застройщика получены ключи. Все документы переданы агентству для оформления собственности на квартиру. В течение двух недель покупатели должны стать собственниками новой квартиры. Можно приступать к ремонту.

Обратите внимание – события происходят в июле 2016г.  К нам супруги пришли в апреле 2017, поскольку собственности на квартиру так и не оформлена, до настоящего времени агентство покупателей «кормит завтраками», документов о заключении договора купли-продажи квартиры, о передаче документов агентству для регистрации перехода права у покупателей так же нет. Как отсутствует у покупателей и договор на услуги агентства по гос регистрации собственности на квартиру.

Представьте себе – агентство забрало у покупателей в июле 2016 абсолютно все документы, и расписку о получении не предоставило.

На неоднократные обращения супругов брендовое агентство недвижимости вразумительно не отвечало, и в конце концов супруги обратились к нам – адвокатам по недвижимости.

В течение 5 минут адвокат по недвижимости установил, что трудности с регистрацией прав собственности покупателей на квартиру были видны уже при ее покупке в июле 2016г. И при правильной технологии проведения сделки купли-продажи квартиры эти проблемы могли быть и должны были быть выявлены. И уже тогда, обладая реальной картиной, и получив разъяснения от адвоката по недвижимости, супруги Петровы скорее всего отказались бы от покупки этой прекрасной квартиры.

Какую проблему квартиры обнаружил адвокат по недвижимости Гордон Андрей Эдуардович?  Для тех, кто работает на рынке недвижимости, особенно с новостройками, ситуация с этой квартирой сразу бросится в глаза: квартира в новостройке оформлена в собственность застройщика.  Это – не обычно! Тем более, что в данном жилом комплексе квартиры продавались только по договорам долевого участия (ДДУ).

По этому, перед покупкой такую квартиру нужно было тщательно проверить, и тогда бы покупатели сразу увидели, что на данной квартире зарегистрирован залог (ипотека).

Сама по себе ипотека квартиры, для покупателя, уже проблема. Квартиры в залоге покупают в последнюю очередь и только если это уникальная квартира или уникальные условия (например, цена). Сделки с залоговыми квартирами достаточно сложны, более длительны, более рискованы и требуют соответствующей квалификации при их проведении.

Проблема ипотечных квартир в том, что по закону собственник не может самостоятельно распоряжаться такой квартирой. Для продажи ипотечной квартиры собственнику нужно согласие держателя залога. Без согласия держателя залога ипотечную квартиру можно продать только предварительно сняв залог, который без участия залогодержателя провести не реально.

В данном случае согласие залогодержателя на продажу квартиры получено не было, но договор купли продажи совершен! Более того, покупатели (семья Петровых) уплатила полную сумму денег застройщику.

Кто держатель залога этой квартиры и условия залога, нам не известно, со слов агентства недвижимости, это банк. И до настоящего времени (9 месяцев после продажи) застройщик не может договориться с банком о снятии залога с этой квартиры.

Для покупки квартиры ее ипотека (залог)  не препятствие. Но такие сделки проводятся по специальной технологии: как правило, залогодержатели не дают согласия на продажу пока им не погасят соответствующую сумму долга. Вместе с тем, и согласие само по себе для покупателя не достаточно, поскольку в реестре прав на квартире «висит» залог, и регистрация права собственности на квартиру на покупателя не возможна. По этому, требуется снятие залога.

В ситуации семьи Петровых у покупателей в наличии была полная сумма цены квартиры,  и вполне реально было увязать  платеж со снятием залога. Агентством это сделано не было, в результате имеем плачевный результат.

Тут же на консультации адвокат по недвижимости Гордон Андрей Эдуардович выяснил, что ситуация с застройщиком очень серьезная. Из-за просрочки передачи квартир дольщикам по суду с застройщика взысканы значительные суммы неустоек, много судебных дел в производстве различных судов г.Москвы и Московской области, а на счетах застройщика отсутствуют денежные средства. Дольщики столкнулись со значительными трудностями при взыскании по судебным решениям.

При изложенных обстоятельствах, положение семьи Петровых оказалось не лучшим. Причина очевидна – Петровы не получили юридическое сопровождение при покупке квартиры.

Но им ни кто его и не обещал! Как сказано выше, Агентство недвижимости ПРОДАЕТ квартиры от имени застройщика, и действует в интересах застройщика.

Защищать свои интересы – право и обязанность покупателя, что Петровы не сделали. А ведь достаточно было привлечь адвоката по недвижимости, юриста, или на худой конец – риелтора.

 

Юридическое сопровождение сделки — Риелтор или Юрист?

Из приведенного выше примера вывод напрашивается сам собой: при совершении сделки с недвижимостью, особенно при покупке недвижимости, требуется юридическое сопровождение сделки. Кому поручить юридическое сопровождение, особенно если у вас есть риелтор?

Наш ответ однозначен – юристу по недвижимости, адвокату по недвижимости.

Почему ни риелтору, или ни агентству недвижимости?

Очень просто, все определяет экономический интерес. Агентство недвижимости и риелтор зарабатывают со сделки. Покупатель заплатит риелтору или агентству только если произойдет сделка. Адвокат и юрист работают с конкретным объектом, изучают его историю, чистоту, готовят договоры и другие документы. Адвоката по недвижимости, юриста по недвижимости не интересует совершение сделки, их функция иная — выявление в объекте недостатков, препятствующих сделке. И если в результате работы адвоката по недвижимости в квартире выявлены юридические пороки и покупатель отказался от сделки – покупатель получил от адвоката юридическую помощь, покупатель сохранил свои деньги. И труд адвоката должен быть оплачен.

Случай с супругами Петровыми  наглядно показывает, как у агентства недвижимости, пусть и брендового, в конкретной ситуации желание заработать возобладало над интересами клиента. Пусть агентство действовало от имени и в интересах застройщика, но агентство было обязано сообщить покупателю всю существенную информацию об объекте. Агентство умолчало о наличии залога на квартиру.

Более того, при изучении текста договора купли продажи адвокат по недвижимости обнаружил условия: квартира продается свободной от прав иных лиц, без обременений. То есть агентство при совершении сделки заведомо действовало не добросовестно.

Сказанное ни в коем случае не снимает ответственности с покупателей – с Петровых. Не обладая юридическим образованием, соответствующими знаниями и опытом, они, как и тысячи других покупателей, самонадеянно рискнули совершить покупку недвижимости, и попали в сложную ситуацию.

В подобные ситуации попадают сотни покупателей, тысячи арендаторов, и стороны других сделок с недвижимостью.

Не достаточно иметь юридическое образование, проведению сделок в институтах не учат. Тем более, не достаточно изучить интернет, всего в статьях не напишешь.

Обратитесь на очную консультацию к адвокату по недвижимости. Получите советы по вашей конкретной ситуации. Привлеките адвоката по недвижимости для юридического сопровождения покупки недвижимости – покупатель всегда рискует значительно больше.

Учитесь на чужих ошибках!

 

Москва

13 мая 2017 года

Адвокат по недвижимости

Гордон Андрей Эдуардович

читать далее А. Гордон
12.05.2017

Международная Товарно-Транспортная накладная CMR

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

 

Накладная CMR при отправке в Казахстан

Оформление CMR-накладной подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза  (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Женева 19 мая 1956 года).

При отправке грузов с территории России в государства ЕАЭС (Казахстан, Киргизию, Армению и Белоруссию) имеет место экспорт и экспортерам целесообразно оформить именно CMR накладную. Дело в том, что объединение экономического пространства государств ЕАЭС и отмена таможенного и иного вида оформлений при перемещении грузов между государствами не объединило государства в единое государства и не отменило государственные границы между ними. Перевозка грузов с территории одного государства участника договора о ЕАЭС на территорию другого является международной перевозкой грузов и регулируется правилами вышеназванной конвенции. Что требует оформления  CMR накладных.

При трансграничных поставках мы всегда рекомендуем оформление документов не оставлять на усмотрение партнера, и закрепить в тексте договора состав, форму и порядок оформления документов. Это позволит согласовать и обеспечить оформление документов с учетом особенностей национального законодательства каждой из сторон договора поставки.

Какое количество экземпляров CMR накладной оформлять?

CMR-накладная оформляется в виде бланка. Количество бланков определяется в каждом конкретном случае от условия договора, но в любом случае, согласно Конвенции,  не может быть менее 3-х: 1 — для грузоотправителя, 2 – для грузополучателя, 3 – для перевозчика. Причем, все экземпляры оформляются при отправке, и перевозчик получает не менее 3-х.

По общему правилу одна страница CMR-накладной остается у грузоотправителя при отправке груза после передачи груза грузоперевозчику (водителю, экспедитору), остальные экземпляры сопровождают груз.

Одна страница CMR-накладной передается водителем (экспедитором) получателю груза.

Две страницы накладной с подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и получателя груза остаются у перевозчика для расчетов с заказчиком-плательщиком перевозки (прилагается к счету за перевозку) и учета оказанных транспортных услуг (прилагается к путевому листу).

При совершении таможенных операций таможенным органам передается не менее трех страниц CMR-накладной, заверенных подписями и печатями (штампами) отправителя груза и подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора).

При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

При получении доставленного груза грузополучатель заполняет соответствующие графы всех экземпляров CMR-накладной (графа №24) о получении груза. Один экземпляр накладно остается у грузополучателя, второй предназначен для грузоотправителя и один остается у перевозчика. Из них два последних перевозчик забирает после доставки.

Если в одной машине разные партии или одна партия товара в разных машинах

В тех случаях, когда перевозится в одном транспортном средство разные партии, или груз следует на разных транспортных средствах, а так же в иных случаях, например для таможенных целей, количество экземпляров CMR-накладной может быть увеличено. Например при экспорте из Белоруссии требуют оформить 6 экземпляров, из России – 3.

Таким образом, при согласовании количества оформляемых экземпляров CMR накладной мы рекомендуем пользоваться простым правилом:

Количество страниц CMR-накладной, имеющих подписи и печати (штампы) отправителя, подписи представителя перевозчика (водителя, экспедитора), должно быть достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки грузов с учетом применяемой отправителем юридической схемы международного контракта и способа организации перевозки.

Как минимум, страницы CMR-накладной предназначаются для грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и накладная оформляются не менее чем на 3-х страницах.

Дополнительные страницы накладной могут потребоваться: для экспедитора, для таможенных и других органов, для иных целей сторон договора.

Рекомендуем заранее выяснить какое количество страниц CMR накладной потребуют госорганы соответствующих государств, например, для таможенных целей при экспорте из Белоруссии требуется 6 страниц CMR накладной, при экспорте из России — 3.

Кто заполняет CMR-накладную при отправке груза

Заполнение CMR-накладной производится уполномоченными лицами стороны договора поставки и определяются условиями этого международного контракта на поставку товаров. Целесообразно этот вопрос согласовать в тексте договора. В зависимости от условий (схемы) поставки груза принимать участие в поставке могут поставщик, грузоотправитель, перевозчик, экспедитор, грузополучатель, покупатель. Соответственно CMR накладную могут оформлять разные лица.

 

При заполнении международных товарно-транспортных накладных нужно руководствоваться Женевской Конвенцией. Так же можно руководствоваться информацией Федеральной Таможенной Службы РФ (письмо от 02.05.2012 N 04-30/22006) согласно которому CMR-накладные Белорусских поставщиков оформляются по следующим правилам:

Заполнение CMR-накладной при отправке груза

  1. При отправке груза заполняются графы 1 — 15, 21, 22 CMR-накладной.
  2. В графах 1, 2 указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.
  3. В графе 3 указываются страна и место назначения (разгрузки) груза. В графе 4 указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.
  4. Графа 5 содержит перечень прилагаемых документов.
  5. В графе 6 указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов.
  6. В графе 7 указывается количество мест груза.
  7. В графе 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.
  8. В графе 9 указывается наименование груза.
  9. В графе 10 указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
  10. В графе 11 указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах (если груз измеряется в кубических метрах).
  11. При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 CMR-накладной прилагать к CMR-накладной.

В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

  1. Графа 13 содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будут совершаться таможенные операции.

В нижней части графы 13 CMR-накладной может указываться объявленная стоимость груза.

  1. В графе 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.
  2. В графе 15 указываются условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс) в действующей редакции.
  3. В графе 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.
  4. Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 CMR-накладной и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

 

Заполнение CMR-накладной перевозчиком (экспедитором)

Перевозчик заполняет графы: 16-18, 23, 25-29 CMR-накладной

  1. Графа 16 заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, факс и другое).
  2. В графе 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.
  3. Перевозчик имеет право вносить в графу 18 оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

  1. Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика или наименование перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи).
  2. В графе 25 записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку.
  3. В графе 26 записываются марки и модели тягача и полуприцепа.
  4. В графах 19, 27, 28, 29 указывается информация (при ее наличии) о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее).

 

Заполнение CMR-накладной по прибытии груза (грузополучателем)

Получатель заполняет графу 24 CMR-накладной во всех экземплярах, прибывших с перевозчиком.

Заполнить CMR-накладную от имени грузополучателя может только полномочный представитель грузополучателя.

В графе 24 получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах.

Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза.

читать далее А. Гордон
12.05.2017

НДС по экспорту в Казахстан

Подтверждение   0   ставки НДС по новым правилам 2016 года

Транспортные (товаросопроводительные) документы

Международная транспортная накладная CMR

Особенности  экспортных договоров

Перечень документов на экспорт в Казахстан и страны ЕАЭС

Экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению Транспортные, товаросопроводительные документы для подтверждения ставки НДС ноль процентов 

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Адвокатская палата Московской области

Читайте так же:

Договор поставки для экспорта в Казахстан, Белоруссию, Армению

Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения являются участниками договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного  19.05.2014г. в Астане (ЕАЭС).  Декларирование перемещения товаров между государствами-участниками договора (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Россия) отменено, но границы остались. Оформление документов при перемещении товаров между государствами -участниками договора ЕАЭС сходно, но есть и различия.

Правильно оформленные транспортные, товаросопроводительные документы помогут без лишних задержек доставить товары из России в Казахстан, Белоруссию и другие государства-участники договора, упростят расчеты за доставку товаров, при налогообложении у покупателя и поставщика обоснуют расходы и право экспортера на налоговую ставку 0 процентов НДС.

Что такое транспортные (товаросопроводительные) документы, кто и когда  должен их оформлять при поставке товаров в Казахстан и лругие государства — участники договора ЕАЭС автомобильным транспортом читайте в этой статье.

Отметим сразу, особое место среди участников договора ЕАЭС занимает Армения. Положение Армении отличается отсутствием границы с Россией. Перемещение грузов между Россией и Арменией, как и с другими государствами ЕАЭС,  наземным транспортом возможно только транзитом через Грузию и Азербайджан, или напрямую — авиаперевозкой.

Этим обусловлена необходимость оформления грузов между Россией и Арменией в таможенном отношении  при перевозках автомобильным или железнодорожным транспортом.

В остальном, оформление поставок товаров между странами ЕАЭС схожи.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ИЗ РОССИИ В КАЗАХСТАН, БЕЛОРУССИЮ, КИРГИЗИЮ и АРМЕНИЮ

Договор поставки товаров — результат договоренностей сторон (поставщика и покупателя) по двум основным вопросам: о товаре и о его транспортировке.  По этому, исполнение договора поставки сопровождается оформлением двух видов документов: 1) товарных и 2) транспортных.

Оформление документов по внутрироссийским поставкам товаров регулируется законодательством Российской Федерации. Как оформить перевозку товара из России в Казахстан или другое государство-участник договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного  19.05.2014г. (далее по тексту именуется «договор о ЕАЭС»)?

Транспортные документы на перевозку грузов из России в Казахстан и страны ЕАЭС

Транспортная накладная

Имеем: договор поставки из России в Казахстан (или другое государство-участник договора ЕАЭС). Перевозка автомобильным транспортом. Начало перевозки товара из России.

При перевозке товаров автомобильным транспортом водитель обязан при себе иметь документы на груз (пункт 2 Правил дорожного движения Российской Федерации).  Какие это документы, правила не раскрывают, но по смыслу — это документы, подтверждающие законность владения водителем перевозимым грузом .

Доставка груза по договору поставки возможна силами поставщика или покупателя. В обоих случаях, возможно использование собственного транспорта, или привлеченных перевозчиков.

Ситуация 1:  По договору поставки доставка входит в цену товара и организуется поставщиком (российским экспортером) с привлечением перевозчика

Перевозка груза оформляется договором перевозки между поставщиком и перевозчиком. Наличие договора перевозки подтверждается транспортной накладной (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вне зависимости кто по договору поставки заключает договор перевозки (поставщик или покупатель), составляет  транспортную накладную и передает ее перевозчику грузоотправитель (статьи 2 и 8 Устава автомобильного транспорта,  пункт 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

В ситуации 1 грузоотправитель — российский поставщик, он и обязан оформить транспортную накладную и передать ее перевозчику.

Транспортная накладная не просто подтверждает факт заключения договора перевозки, но и фиксирует объем оказанных перевозчиком транспортных услуг, и цену этих услуг. Транспортная накладная является основанием для проведения расчетов между заказчиком перевозки и перевозчиком за оказанные услуги.

Не стоит путать транспортную накладную и товарно-транспортную (ТТН). Для  внутрироссийских перевозок была разработана и до 2013 года применялась унифицированная форма ТТН 1-Т в качестве первичного учетного документа (в целях бухгалтерского и налогового учета) для учета услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная вручается водителю вместе с сопроводительными документами на груз.

Российским экспортерам товаров в страны-участницы договора о ЕАЭС (Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению) следует учитывать, что договор о ЕАЭС отменил оформление перемещение товаров между странами участницами в таможенном отношении и упростил перевозки грузов, но государства-участники остались суверенными.

В этих условиях перевозка грузов из России в Казахстан, и аналогично перевозки между остальными государствами, признается международной перевозкой грузов, поскольку предполагает перемещение груза с территории одного государства на территорию другого (статья 2 закона РФ «О государственном контроле международных автомобильных перевозок»).

Наличие договора международной перевозки грузов подтверждается международной товарно-транспортной накладной и оформляется по форме CMR (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, Женева, 19 мая 1956 г.) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов.

По правилам международной перевозки грузов к CMR-накладной прикладывают:

  • отгрузочную спецификацию,
  • фактуру — спецификацию,
  • сертификат о качестве,
  • карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства

(п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом России 27.10.1998 г.).

Вывод:

Перевозка грузов автомобильным транспортом между государствами участниками договора о ЕАЭС оформляется международной товарно-транспортной накладной (CMR) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов. При экспорте из России к CMR прикладывают документы  по Перечню, утвержденному Минтрансом России 27.10.1998 г. Документы готовит и передает перевозчику грузоотправитель (поставщик).

Ситуация 2:   Доставка входит в цену товара и осуществляется собственным транспортом поставщика 

По российскому законодательству в ситуации 2 договор перевозки отсутствует поскольку поставщик перевозит груз своим транспортом. Следовательно  отсутствуют основания для оформления транспортной накладной. Перевозку осуществляет работник поставщика на принадлежащем поставщику автомобиле (собственный транспорт). Учет расходов на доставку и законность владения автомобилем водитель подтверждает путевым листом, законность владения товаром — товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Заполнение путевых листов в России производится согласно  Приказа Министерства Транспорта РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», согласно которому путевой лист содержит сведения о сроке действия путевого листа;  сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;  сведения о транспортном средстве;  сведения о водителе.

Оформляет путевой лист собственник (владелец) автотранспортного средства.

Накладная формы ТОРГ-12 разработана и применяется в Российской Федерации в качестве первичного учетного документа для оформления продажи (отпуска) товарно — материальных ценностей сторонней организации (Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).

ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика товарно — материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей.
ВАЖНО: Покупателям из Казахстана, Белоруссии и других государства ЕАЭС необходимо учесть:
С 2013 года, российские организации вправе использовать собственные формы первичных учетных документов и не применять унифицированные формы, в том числе не применять накладные по форме ТОРГ-12.
Оформленные российскими поставщиками накладные могут не соответствовать требованиям законодательства государства участников договора ЕАЭС.
Покупателям из государств ЕАЭС целесообразно в договорах на поставку товаров из России согласовать с российскими поставщиками-экспортерами формы документов на товар и на перевозку грузов и порядок их заполнения и передачи.

Ситуация 3:  Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя собственным транспортом

Ситуация аналогична описанной выше ситуации 2: По российскому законодательству договор перевозки между перевозчиком и поставщиком (российским экспортером) отсутствует, поскольку по условиям договора поставки транспортировка товара осуществляется транспортом покупателя.

Учет своих расходов на доставку товаров покупатель ведет по путевому листу (расходы на ГСМ, пробег, амортизацию, зарплата и т.д.). Товар передается по доверенности представителю покупателя подписанием экземпляра товарной накладной ТОРГ-12, оформленной российским поставщиком.

Вместе с тем, учитывая, что покупатель является хозяйствующим субъектом Казахстана или другого государства -участника договора ЕАЭС,  для него имеет значение правильность оформления перевозочных документов по законодательству соответствующего государства. Именно на покупателе лежат риски нарушений оформления документов и связанные с этим последствия. Именно покупатель заинтересован в надлежащем учете понесенных расходов на доставку.

*Рекомендуется при заключении договора поставки обратить внимание покупателя на особенности оформления документов по перевозке, и согласовать в договоре соответствующие положения.

Например, при поставках из России в Казахстан, в сходных ситуации  3 условиях договора, налоговики Казахстана рекомендуют российским поставщикам оформить и передать Казахстанским покупателям CMR накладную.

Ситуация 4:  Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя привлеченным перевозчиком

По российским правилам (Устава автомобильного транспорта, Правила перевозки грузов) в подтверждение договора перевозки составляется транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель.

В описанной ситуации договор перевозки груза оформляет покупатель товара, поскольку обязанность перевозки возложена на покупателя договором поставки.

Покупатель (зарегистрированный не в России а в другом государстве-участнике договора о ЕАЭС) до получения товара в России у российского поставщика оформляет договор международной перевозки груза с привлеченным перевозчиком.

Право собственности на товар переходит к покупателю в России в момент отгрузки на складе поставщика российского экспортера. Грузоотправителем является покупатель. Он же заполняет  CMR-накладную.

Обращаем внимание: по правилам Устава автомобильного транспорта при исполнении договора перевозки загрузка товара в транспортные средства — обязанность грузоотправителя. По условиям ситуации 4, поставка осуществляется на складе поставщика в России. Рекомендуем покупателю согласовать в договоре поставки обязанность поставщика загрузить товар в транспортное средство.

После погрузки товара, перевозчик в CMR – накладной ставит отметку и печать. В составе товаросопроводительных документов поставщик передает покупателю один экземпляр ТОРГ-12 (или накладной оформленной по иной согласованной сторонами форме), на втором перевозчик ставит отметку (по доверенности) о получении товара.

Документы на товар при экспорте из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию или Армению

Имеем: договор поставки товара из России в Казахстан.  Оформление перевозки товара из России в другие государства, за исключением Армении,  производится аналогично.

Передача товаров между поставщиком и покупателем, в целях бухгалтерского учета торговых операций в Российской Федерации, оформляется первичными учетными документами (Закон РФ «О бухгалтерском учете»).  С 2013г. в Российской Федерации применение унифицированных форм первичных учетных документов не обязательно.  На территории Казахстана принятие к учету товаров поступивших из России осуществляется на основании законодательства Республики Казахстан.

Хозяйствующим субъектам России и Казахстана целесообразно при заключении экспортного договора поставки согласовать и закрепить виды и формы документов, которые будут оформляться при исполнении контракта. В том числе транспортные накладные, товарные накладные, которыми будет оформляться перевозка и передача товаров. По существующей практике, операции передачи товаров хозяйствующими субъектами из России в Казахстан оформляются товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132).

Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у российского поставщика экспортера, и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования товаров.

Международная транспортная накладная (СMR)

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) подтверждает перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого. Накладная-CMR составляется грузоотправителем количеством экземпляров не менее шести. В CMR-накладную вносят сведения о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике и местах их нахождения, сведения о транспортном средстве, адресе погрузки и места назначения – место разгрузки.

В случаях, когда вывоз товаров с территории России производят Казахстанские перевозчики, транспортные документы могут быть изготовлены по законодательству Казахстана. Необходимо тщательно заполнять сведения о месте погрузки и месте выгрузки, они должны быть расположены соответственно в России и Казахстане.

В товарной части CMR-накладной содержатся сведения о грузе. При большом перечне грузов, если для их внесения  не достаточно бланка CMR-накладной, допускается прикладывать к накладной перечень грузов и их описание.

В отличие от «внутренней» транспортной накладной, при экспорте из России в Казахстан обязательно должна быть заполнена графа 10 CMR-накладной — «код товара», в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

С июля 2016 года для российских экспортеров заполнение информации «код товара» обязательно и для счетов-фактур, поскольку для сырьевых и не сырьевых товаров с июля 2016 года  вычет входного НДС производится по разному.

CMR-накладная оформляется на бланках изготовленных типографским способом на иностранном языке или иностранном и русском языках. Известны не единичные случаи возникновения налоговых претензий при предъявлении для обоснования права на налоговую ставку НДС 0 процентов CMR-накладных без приложения  перевода на русский язык.

При отправке груза CMR-накладную подписывают грузоотправитель и перевозчик. Один из экземпляров  CMR-накладной остается у грузоотправителя, оставшиеся экземпляры сопровождают груз.

При получении груза грузополучатель заполняет не менее трех страниц CMR-накладной о получении груза с проставлением даты, времени получения груза подписи материально ответственного лица и печати. Одна страница накладной остается грузополучателю, две страницы  CMR-накладной с подписями и печатями (штампами) соответственно грузоотправителя и грузополучателя перевозчик передает заказчику перевозки вместе со счетом за перевозку.

Два экземпляра CMR-накладной предназначены для таможенных целей.

ТАМОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТА ИЗ РОССИИ В КАЗАХСТАН, БЕЛОРУССИЮ, КИРГИЗИЮ и АРМЕНИЮ

С января 2015г. отменено декларирование при перемещении товаров между Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими государствами экономического союза (статья 25 Договора «О евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014г.), по этому, перемещаемые между Россией, Казахстаном, Белоруссией грузы в таможенном отношении не оформляются и передача CMR-накладных таможенным органам не производится.

Вместе с тем, как отмечено в начале статьи, Россия и Армения не имеют общей границы и автотранспорт может доставить грузы только транзитом через Грузию или Азербайджан.

В связи с изложенным, отгрузки из России в Армению должны оформляться в таможенном отношении для транзитного следования через территорию сопредельных государств.

Статус перевозки грузов из России в Казахстан, в Белоруссию и другие страны экономического союза в качестве международной перевозки грузов,  международный договор ЕАЭС не изменил. Хозяйствующие субъекты государств-участников договора при перевозке грузов с территории одного государства-участника договора на территорию другого обязаны соблюдать требования законодательства о международной перевозке грузов.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА НА НАЛОГОВУЮ СТАВКУ  НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ.

ТРАНСПОРТНЫЕ (ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ для подтверждения права на 0 ставку НДС

С января 2015г., на основании п. 1 ст. 7 Налогового кодекса РФ, налогообложение экспорта товаров с территории России на территорию Казахстана,  Белоруссии и других государств-участников договора осуществляется по правилам ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) а не по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.

Непосредственно порядок взимание косвенных налогов (в том числе НДС) и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров регулируется Приложением N 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол)).

Так же с января 2015г. реализация товаров на экспорт с территории России на территорию Казахстана осуществляется по налоговой ставке НДС ноль процентов. Для подтверждения права на применение налоговой ставки НДС ноль процентов, среди прочих, экспортер представляет транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории России на территорию Казахстана.

С учетом  приведенных выше положений российского законодательства, в случае перевозки товаров привлеченным перевозчиком, российский поставщик-экспортер, в качестве подтверждающих  документов представляет:

1) Транспортные документы: международную транспортная накладная CMR, в которой указывается место погрузки – территория России, а место разгрузки должно быть указано на территории Республики Казахстан и проставлена соответствующая отметка перевозчика,  и товарная накладная форма ТОРГ-12.

2) Товаросопроводительные документы:  товарную накладную (например ТОРГ-12), отгрузочную спецификацию, фактуру — спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Поскольку хозяйствующие субъекты государств-участников договора о ЕвразЭС освобождены от санитарного, ветеринарного контроля,при при перемещении товаров через границы государств-участников, соответствующие сертификаты и свидетельства не обязательны.

Вместе с тем, по мнению Минфина РФ и Минтранса РФ подтвердить вывоз товаров с территории России в государства участники договора о ЕвразЭС допускается транспортной и товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) или одной накладной по форме 1-Т. (Минтранс РФ Письмо  от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460).

Позиция регуляторов обоснована наличием в накладной формы 1-Т двух частей: товарной и транспортной. В последней достаточно сведений в подтверждение договора перевозки.

Мы своим клиентам рекомендуем согласовывать вопрос оформления документов с контрагентом. Фискальные органы Казахстана требуют при оформлении перевозки груза с территории России казахстанским перевозчиком предъявлять международную транспортную накладную CMR.

Российское законодательство не содержит запретов для оформления перевозки в аналогичном порядке.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПОРТА В КАЗАХСТАН

Состав документов, необходимых для отгрузки товаров на экспорт, определяется направлением экспорта (страны ЕАЭС, экспорт за пределы Таможенного союза), договором (поставка, комиссия, перевозка и т.д.), условиями договора (какой покупателю требуется состав документов, способ доставки, хранение и т.п.), товаром (требуют сертификатов, таможенных деклараций — ДТ и т.п.).

Поскольку государственный контроль при перемещении товаров, работ, услуг между государствами ЕАЭС имеет существенные особенности, и вместе с тем в каждом государстве имеются свои особенности, каждый раз при заключении договора на поставку товаров из России в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию необходимо уточнять (формировать) актуальный список необходимых документов, и распределять между поставщиком и покупателем обязанности по оформлению необходимых документов.

Например, если поставку осуществляет российский поставщик-экспортер  на склад покупателя в Казахстане, оформление транспортных и товаросопроводительных документов — забота российского поставщика-экспортера. Если самовывоз товара Казахстанским покупателем со склада поставщика в России, транспортные документы оформляет покупатель.

Документы при экспорте товаров в Казахстан включают:

  1. Товарные (накладные, сертификаты, если товар из иностранных государств — таможенные декларации (ДТ) и т.п.)
  2. Расчетные (Документы  по оплате товаров — платежные поручения и т.п.)
  3. Транспортные (Транспортны накладные, товарно-транспортные накладные)
  4. Налоговые (Счета, счета-фактуры, заявления на ввоз товаров и уплату косвенных налогов и акцизов и т.п.)

Перечень документов для экспорта можно прочитать здесь.

Как Подтверждать экспорт в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию, читайте здесь

Читайте новые публикации:

Как заполнить международную накладную CMR

Возврат импорта из Казахстана, Белоруссии — Оформление НДС 

09.06.2016г.

Москва

Налоговый Адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Материал по теме:

Особенности договора на экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению  читайте здесь 

Остались вопросы?

Звоните по телефону, или заполните заявку внизу страницы!

читать далее А. Гордон
12.05.2017

НДС по экспорту в Казахстан

Подтверждение   0   ставки НДС по новым правилам 2016 года

Транспортные (товаросопроводительные) документы

Международная транспортная накладная CMR

Особенности  экспортных договоров

Перечень документов на экспорт в Казахстан и страны ЕАЭС

Экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению Транспортные, товаросопроводительные документы для подтверждения ставки НДС ноль процентов 

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Адвокатская палата Московской области

Читайте так же:

Готовьтесь! Обязательные требования к внешнеторговым контрактам с 2018

Договор поставки для экспорта в Казахстан, Белоруссию, Армению

Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения являются участниками договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного  19.05.2014г. в Астане (ЕАЭС).  Декларирование перемещения товаров между государствами-участниками договора (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Россия) отменено, но границы остались. Оформление документов при перемещении товаров между государствами -участниками договора ЕАЭС сходно, но есть и различия.

Правильно оформленные транспортные, товаросопроводительные документы помогут без лишних задержек доставить товары из России в Казахстан, Белоруссию и другие государства-участники договора, упростят расчеты за доставку товаров, при налогообложении у покупателя и поставщика обоснуют расходы и право экспортера на налоговую ставку 0 процентов НДС.

Что такое транспортные (товаросопроводительные) документы, кто и когда  должен их оформлять при поставке товаров в Казахстан и лругие государства — участники договора ЕАЭС автомобильным транспортом читайте в этой статье.

Отметим сразу, особое место среди участников договора ЕАЭС занимает Армения. Положение Армении отличается отсутствием границы с Россией. Перемещение грузов между Россией и Арменией, как и с другими государствами ЕАЭС,  наземным транспортом возможно только транзитом через Грузию и Азербайджан, или напрямую — авиаперевозкой.

Этим обусловлена необходимость оформления грузов между Россией и Арменией в таможенном отношении  при перевозках автомобильным или железнодорожным транспортом.

В остальном, оформление поставок товаров между странами ЕАЭС схожи.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ИЗ РОССИИ В КАЗАХСТАН, БЕЛОРУССИЮ, КИРГИЗИЮ и АРМЕНИЮ

Договор поставки товаров — результат договоренностей сторон (поставщика и покупателя) по двум основным вопросам: о товаре и о его транспортировке.  По этому, исполнение договора поставки сопровождается оформлением двух видов документов: 1) товарных и 2) транспортных.

Оформление документов по внутрироссийским поставкам товаров регулируется законодательством Российской Федерации. Как оформить перевозку товара из России в Казахстан или другое государство-участник договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного  19.05.2014г. (далее по тексту именуется «договор о ЕАЭС»)?

Транспортные документы на перевозку грузов из России в Казахстан и страны ЕАЭС

Транспортная накладная

Имеем: договор поставки из России в Казахстан (или другое государство-участник договора ЕАЭС). Перевозка автомобильным транспортом. Начало перевозки товара из России.

При перевозке товаров автомобильным транспортом водитель обязан при себе иметь документы на груз (пункт 2 Правил дорожного движения Российской Федерации).  Какие это документы, правила не раскрывают, но по смыслу — это документы, подтверждающие законность владения водителем перевозимым грузом .

Доставка груза по договору поставки возможна силами поставщика или покупателя. В обоих случаях, возможно использование собственного транспорта, или привлеченных перевозчиков.

Ситуация 1:  По договору поставки доставка входит в цену товара и организуется поставщиком (российским экспортером) с привлечением перевозчика

Перевозка груза оформляется договором перевозки между поставщиком и перевозчиком. Наличие договора перевозки подтверждается транспортной накладной (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вне зависимости кто по договору поставки заключает договор перевозки (поставщик или покупатель), составляет  транспортную накладную и передает ее перевозчику грузоотправитель (статьи 2 и 8 Устава автомобильного транспорта,  пункт 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

В ситуации 1 грузоотправитель — российский поставщик, он и обязан оформить транспортную накладную и передать ее перевозчику.

Транспортная накладная не просто подтверждает факт заключения договора перевозки, но и фиксирует объем оказанных перевозчиком транспортных услуг, и цену этих услуг. Транспортная накладная является основанием для проведения расчетов между заказчиком перевозки и перевозчиком за оказанные услуги.

Не стоит путать транспортную накладную и товарно-транспортную (ТТН). Для  внутрироссийских перевозок была разработана и до 2013 года применялась унифицированная форма ТТН 1-Т в качестве первичного учетного документа (в целях бухгалтерского и налогового учета) для учета услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная вручается водителю вместе с сопроводительными документами на груз.

Российским экспортерам товаров в страны-участницы договора о ЕАЭС (Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению) следует учитывать, что договор о ЕАЭС отменил оформление перемещение товаров между странами участницами в таможенном отношении и упростил перевозки грузов, но государства-участники остались суверенными.

В этих условиях перевозка грузов из России в Казахстан, и аналогично перевозки между остальными государствами, признается международной перевозкой грузов, поскольку предполагает перемещение груза с территории одного государства на территорию другого (статья 2 закона РФ «О государственном контроле международных автомобильных перевозок»).

Наличие договора международной перевозки грузов подтверждается международной товарно-транспортной накладной и оформляется по форме CMR (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, Женева, 19 мая 1956 г.) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов.

По правилам международной перевозки грузов к CMR-накладной прикладывают:

  • отгрузочную спецификацию,
  • фактуру — спецификацию,
  • сертификат о качестве,
  • карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства

(п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом России 27.10.1998 г.).

Вывод:

Перевозка грузов автомобильным транспортом между государствами участниками договора о ЕАЭС оформляется международной товарно-транспортной накладной (CMR) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов. При экспорте из России к CMR прикладывают документы  по Перечню, утвержденному Минтрансом России 27.10.1998 г. Документы готовит и передает перевозчику грузоотправитель (поставщик).

Ситуация 2:   Доставка входит в цену товара и осуществляется собственным транспортом поставщика 

По российскому законодательству в ситуации 2 договор перевозки отсутствует поскольку поставщик перевозит груз своим транспортом. Следовательно  отсутствуют основания для оформления транспортной накладной. Перевозку осуществляет работник поставщика на принадлежащем поставщику автомобиле (собственный транспорт). Учет расходов на доставку и законность владения автомобилем водитель подтверждает путевым листом, законность владения товаром — товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Заполнение путевых листов в России производится согласно  Приказа Министерства Транспорта РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», согласно которому путевой лист содержит сведения о сроке действия путевого листа;  сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;  сведения о транспортном средстве;  сведения о водителе.

Оформляет путевой лист собственник (владелец) автотранспортного средства.

Накладная формы ТОРГ-12 разработана и применяется в Российской Федерации в качестве первичного учетного документа для оформления продажи (отпуска) товарно — материальных ценностей сторонней организации (Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).

ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика товарно — материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей.
ВАЖНО: Покупателям из Казахстана, Белоруссии и других государства ЕАЭС необходимо учесть:
С 2013 года, российские организации вправе использовать собственные формы первичных учетных документов и не применять унифицированные формы, в том числе не применять накладные по форме ТОРГ-12.
Оформленные российскими поставщиками накладные могут не соответствовать требованиям законодательства государства участников договора ЕАЭС.
Покупателям из государств ЕАЭС целесообразно в договорах на поставку товаров из России согласовать с российскими поставщиками-экспортерами формы документов на товар и на перевозку грузов и порядок их заполнения и передачи.

Ситуация 3:  Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя собственным транспортом

Ситуация аналогична описанной выше ситуации 2: По российскому законодательству договор перевозки между перевозчиком и поставщиком (российским экспортером) отсутствует, поскольку по условиям договора поставки транспортировка товара осуществляется транспортом покупателя.

Учет своих расходов на доставку товаров покупатель ведет по путевому листу (расходы на ГСМ, пробег, амортизацию, зарплата и т.д.). Товар передается по доверенности представителю покупателя подписанием экземпляра товарной накладной ТОРГ-12, оформленной российским поставщиком.

Вместе с тем, учитывая, что покупатель является хозяйствующим субъектом Казахстана или другого государства -участника договора ЕАЭС,  для него имеет значение правильность оформления перевозочных документов по законодательству соответствующего государства. Именно на покупателе лежат риски нарушений оформления документов и связанные с этим последствия. Именно покупатель заинтересован в надлежащем учете понесенных расходов на доставку.

*Рекомендуется при заключении договора поставки обратить внимание покупателя на особенности оформления документов по перевозке, и согласовать в договоре соответствующие положения.

Например, при поставках из России в Казахстан, в сходных ситуации  3 условиях договора, налоговики Казахстана рекомендуют российским поставщикам оформить и передать Казахстанским покупателям CMR накладную.

Ситуация 4:  Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя привлеченным перевозчиком

По российским правилам (Устава автомобильного транспорта, Правила перевозки грузов) в подтверждение договора перевозки составляется транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель.

В описанной ситуации договор перевозки груза оформляет покупатель товара, поскольку обязанность перевозки возложена на покупателя договором поставки.

Покупатель (зарегистрированный не в России а в другом государстве-участнике договора о ЕАЭС) до получения товара в России у российского поставщика оформляет договор международной перевозки груза с привлеченным перевозчиком.

Право собственности на товар переходит к покупателю в России в момент отгрузки на складе поставщика российского экспортера. Грузоотправителем является покупатель. Он же заполняет  CMR-накладную.

Обращаем внимание: по правилам Устава автомобильного транспорта при исполнении договора перевозки загрузка товара в транспортные средства — обязанность грузоотправителя. По условиям ситуации 4, поставка осуществляется на складе поставщика в России. Рекомендуем покупателю согласовать в договоре поставки обязанность поставщика загрузить товар в транспортное средство.

После погрузки товара, перевозчик в CMR – накладной ставит отметку и печать. В составе товаросопроводительных документов поставщик передает покупателю один экземпляр ТОРГ-12 (или накладной оформленной по иной согласованной сторонами форме), на втором перевозчик ставит отметку (по доверенности) о получении товара.

Документы на товар при экспорте из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию или Армению

Имеем: договор поставки товара из России в Казахстан.  Оформление перевозки товара из России в другие государства, за исключением Армении,  производится аналогично.

Передача товаров между поставщиком и покупателем, в целях бухгалтерского учета торговых операций в Российской Федерации, оформляется первичными учетными документами (Закон РФ «О бухгалтерском учете»).  С 2013г. в Российской Федерации применение унифицированных форм первичных учетных документов не обязательно.  На территории Казахстана принятие к учету товаров поступивших из России осуществляется на основании законодательства Республики Казахстан.

Хозяйствующим субъектам России и Казахстана целесообразно при заключении экспортного договора поставки согласовать и закрепить виды и формы документов, которые будут оформляться при исполнении контракта. В том числе транспортные накладные, товарные накладные, которыми будет оформляться перевозка и передача товаров. По существующей практике, операции передачи товаров хозяйствующими субъектами из России в Казахстан оформляются товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132).

Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у российского поставщика экспортера, и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования товаров.

Международная транспортная накладная (СMR)

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) подтверждает перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого. Накладная-CMR составляется грузоотправителем количеством экземпляров не менее шести. В CMR-накладную вносят сведения о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике и местах их нахождения, сведения о транспортном средстве, адресе погрузки и места назначения – место разгрузки.

В случаях, когда вывоз товаров с территории России производят Казахстанские перевозчики, транспортные документы могут быть изготовлены по законодательству Казахстана. Необходимо тщательно заполнять сведения о месте погрузки и месте выгрузки, они должны быть расположены соответственно в России и Казахстане.

В товарной части CMR-накладной содержатся сведения о грузе. При большом перечне грузов, если для их внесения  не достаточно бланка CMR-накладной, допускается прикладывать к накладной перечень грузов и их описание.

В отличие от «внутренней» транспортной накладной, при экспорте из России в Казахстан обязательно должна быть заполнена графа 10 CMR-накладной — «код товара», в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

С июля 2016 года для российских экспортеров заполнение информации «код товара» обязательно и для счетов-фактур, поскольку для сырьевых и не сырьевых товаров с июля 2016 года  вычет входного НДС производится по разному.

CMR-накладная оформляется на бланках изготовленных типографским способом на иностранном языке или иностранном и русском языках. Известны не единичные случаи возникновения налоговых претензий при предъявлении для обоснования права на налоговую ставку НДС 0 процентов CMR-накладных без приложения  перевода на русский язык.

При отправке груза CMR-накладную подписывают грузоотправитель и перевозчик. Один из экземпляров  CMR-накладной остается у грузоотправителя, оставшиеся экземпляры сопровождают груз.

При получении груза грузополучатель заполняет не менее трех страниц CMR-накладной о получении груза с проставлением даты, времени получения груза подписи материально ответственного лица и печати. Одна страница накладной остается грузополучателю, две страницы  CMR-накладной с подписями и печатями (штампами) соответственно грузоотправителя и грузополучателя перевозчик передает заказчику перевозки вместе со счетом за перевозку.

Два экземпляра CMR-накладной предназначены для таможенных целей.

ТАМОЖЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЭКСПОРТА ИЗ РОССИИ В КАЗАХСТАН, БЕЛОРУССИЮ, КИРГИЗИЮ и АРМЕНИЮ

С января 2015г. отменено декларирование при перемещении товаров между Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими государствами экономического союза (статья 25 Договора «О евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014г.), по этому, перемещаемые между Россией, Казахстаном, Белоруссией грузы в таможенном отношении не оформляются и передача CMR-накладных таможенным органам не производится.

Вместе с тем, как отмечено в начале статьи, Россия и Армения не имеют общей границы и автотранспорт может доставить грузы только транзитом через Грузию или Азербайджан.

В связи с изложенным, отгрузки из России в Армению должны оформляться в таможенном отношении для транзитного следования через территорию сопредельных государств.

Статус перевозки грузов из России в Казахстан, в Белоруссию и другие страны экономического союза в качестве международной перевозки грузов,  международный договор ЕАЭС не изменил. Хозяйствующие субъекты государств-участников договора при перевозке грузов с территории одного государства-участника договора на территорию другого обязаны соблюдать требования законодательства о международной перевозке грузов.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА НА НАЛОГОВУЮ СТАВКУ  НОЛЬ ПРОЦЕНТОВ.

ТРАНСПОРТНЫЕ (ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ для подтверждения права на 0 ставку НДС

С января 2015г., на основании п. 1 ст. 7 Налогового кодекса РФ, налогообложение экспорта товаров с территории России на территорию Казахстана,  Белоруссии и других государств-участников договора осуществляется по правилам ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) а не по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.

Непосредственно порядок взимание косвенных налогов (в том числе НДС) и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров регулируется Приложением N 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол)).

Так же с января 2015г. реализация товаров на экспорт с территории России на территорию Казахстана осуществляется по налоговой ставке НДС ноль процентов. Для подтверждения права на применение налоговой ставки НДС ноль процентов, среди прочих, экспортер представляет транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории России на территорию Казахстана.

С учетом  приведенных выше положений российского законодательства, в случае перевозки товаров привлеченным перевозчиком, российский поставщик-экспортер, в качестве подтверждающих  документов представляет:

1) Транспортные документы: международную транспортная накладная CMR, в которой указывается место погрузки – территория России, а место разгрузки должно быть указано на территории Республики Казахстан и проставлена соответствующая отметка перевозчика,  и товарная накладная форма ТОРГ-12.

2) Товаросопроводительные документы:  товарную накладную (например ТОРГ-12), отгрузочную спецификацию, фактуру — спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Поскольку хозяйствующие субъекты государств-участников договора о ЕвразЭС освобождены от санитарного, ветеринарного контроля,при при перемещении товаров через границы государств-участников, соответствующие сертификаты и свидетельства не обязательны.

Вместе с тем, по мнению Минфина РФ и Минтранса РФ подтвердить вывоз товаров с территории России в государства участники договора о ЕвразЭС допускается транспортной и товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) или одной накладной по форме 1-Т. (Минтранс РФ Письмо  от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460).

Позиция регуляторов обоснована наличием в накладной формы 1-Т двух частей: товарной и транспортной. В последней достаточно сведений в подтверждение договора перевозки.

Мы своим клиентам рекомендуем согласовывать вопрос оформления документов с контрагентом. Фискальные органы Казахстана требуют при оформлении перевозки груза с территории России казахстанским перевозчиком предъявлять международную транспортную накладную CMR.

Российское законодательство не содержит запретов для оформления перевозки в аналогичном порядке.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПОРТА В КАЗАХСТАН

Состав документов, необходимых для отгрузки товаров на экспорт, определяется направлением экспорта (страны ЕАЭС, экспорт за пределы Таможенного союза), договором (поставка, комиссия, перевозка и т.д.), условиями договора (какой покупателю требуется состав документов, способ доставки, хранение и т.п.), товаром (требуют сертификатов, таможенных деклараций — ДТ и т.п.).

Поскольку государственный контроль при перемещении товаров, работ, услуг между государствами ЕАЭС имеет существенные особенности, и вместе с тем в каждом государстве имеются свои особенности, каждый раз при заключении договора на поставку товаров из России в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию необходимо уточнять (формировать) актуальный список необходимых документов, и распределять между поставщиком и покупателем обязанности по оформлению необходимых документов.

Например, если поставку осуществляет российский поставщик-экспортер  на склад покупателя в Казахстане, оформление транспортных и товаросопроводительных документов — забота российского поставщика-экспортера. Если самовывоз товара Казахстанским покупателем со склада поставщика в России, транспортные документы оформляет покупатель.

Документы при экспорте товаров в Казахстан включают:

  1. Товарные (накладные, сертификаты, если товар из иностранных государств — таможенные декларации (ДТ) и т.п.)
  2. Расчетные (Документы  по оплате товаров — платежные поручения и т.п.)
  3. Транспортные (Транспортны накладные, товарно-транспортные накладные)
  4. Налоговые (Счета, счета-фактуры, заявления на ввоз товаров и уплату косвенных налогов и акцизов и т.п.)

Перечень документов для экспорта можно прочитать здесь.

Как Подтверждать экспорт в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию, читайте здесь

Читайте новые публикации:

Как заполнить международную накладную CMR

Возврат импорта из Казахстана, Белоруссии — Оформление НДС 

09.06.2016г.

Москва

Налоговый Адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Материал по теме:

Особенности договора на экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению  читайте здесь 

Остались вопросы?

Звоните по телефону, или заполните заявку внизу страницы!

читать далее А. Гордон